среда, 29 сентября 2010 г.

Вниз с "покоренных вершин" - кепка упала

"Лидер в генах". Самые громкие скандалы, связанные с Еленой Батуриной


 Вместе с отставкой столичного мэра Юрия Лужкова лишилась звания "первой леди Москвы" и Елена Батурина. Свои лидерские позиции Елена Николаевна всегда удерживала прочно. Так, к примеру, в свое время она оказалась первой и единственной в "Золотой сотне" журнала Forbes среди представительниц слабого пола. Да и по частоте упоминаемости в СМИ Батурина никогда не уступала своему супругу.





"Все дело в генах - человек либо лидер по природе, либо нет. Я всегда была лидером", - заявила как-то жена экс-мэра.

Пластмассовые стулья для "Лужников"

Впервые Батурина громко заявила о себе еще в начале 90-х. Именно тогда в длинном списке компаний, образовавшихся практически в считанные минуты на волне массовой приватизации, была заявлена и еще одна – под названием "Интеко", президентом которой значилась сама Елена Николаевна, а качестве заместителя выступал ее родной брат Виктор. Интересно, что именно в том же 1991 году состоялась и свадьба Батуриной с Юрием Лужковым, который через год как раз занял кресло столичного градоначальника.

Однако внимание российской общественности привлекло больше не само "загадочное" появление производящей полимерные изделия "Интеко", а, скорее, получение компанией заказа на изготовление 85 тысяч пластмассовых стульев для спортивного стадиона "Лужники". Тогда "внезапно" выигранный "Интеко" тендер действительно удивил многих. А спустя еще несколько лет бизнес Батуриной был значительно дополнен, причем, судя по всему, не без помощи столичного правительства. Дело в том, что на территории Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ), находившегося под контролем московской мэрии, появился завод по производству полипропилена, и, таким образом, весь выпускаемый МНПЗ полимер "отошел" к Елене Николаевне.

В общем-то, реакция "простого люда" на происходящие события в "пластмассовом мире" была вполне ожидаемой. "Интеко" настолько стремительно завоевала рынок полимерной индустрии и заодно первое место в очереди на получение преференций от столичной мэрии, что народная шутка про "Продам стулья. Спросить Лену" не заставила себя долго ждать.

А в 1999 году в "Московском комсомольце" появилось довольно любопытное интервью, где Батурина "призналась", что "Лужники" реконструировались за счет средств, которые компания получила от сдачи в аренду площадей, и за счет кредитов. "Я не вижу ничего предосудительного в том, что дирекция "Лужников" решила закупить пластмассовые кресла у меня, а не платить в полтора раза дороже немцам", - цитирует слова Елены Николаевны lenta.ru со ссылкой на издание.

"Князь Рюрик" и "Город Шахмат"

Еще одна громкая история произошла в 1997 году, тогда скандал разгорелся вокруг недостроенного пивного завода "Князь Рюрик". Дело в том, что компания, названная в честь великого новгородского князя, была создана еще в 1992 году с целью дополнительного производства пивоваренной продукции. Однако вплоть до 1997 года строительство практически не велось, несмотря на то, что под работы, по распоряжению Юрия Лужкова, в долгосрочную аренду был выделен немалый участок земли на юге Москвы.

Тогда статье, появившейся в "Новой газете" под интригующим заголовком "На секретном пивзаводе отмываются десятки миллионов долларов", возможно, удивились немногие. Руководство "Интеко" подало иск на издание. Ведь в материале говорилось о том, что часть средств, направленных правительством Москвы на строительство "Князя Рюрика", переводилась в "Интеко". 4 апреля 1997 года суд обязал газету опубликовать опровержение. Таким образом, ситуация разрешилась в пользу Елены Николаевны.

Когда президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов решил возвести "Город Шахмат" для проведения международных шахматных турниров, "Интеко" выступала в качестве одного из основных генподрядчиков строительства "Сити-Чесса", а позже - одним из фигурантов расследования, касавшегося нецелевого использования бюджетных средств при строительстве шахматного "городка".

Дело в том, что по окончании строительства республика загадочным образом осталась должна "помощникам" из Москвы внушительную сумму денег. Еще более странным оказалось разрешение данной ситуации и "погашение" внезапно возникших долгов. В 1998 году брат Батуриной Виктор по предложению Илюмжинова занял пост премьера Калмыкии, а еще через несколько месяцев по договору между Мингосимуществом Калмыкии и ЗАО "Интеко-Чесс" ("дочка" "Интеко"), столичная компания стала владельцем принадлежащих республике 38% акций "Калмнефти".

По одной из версий, именно таким образом Батурин решил обеспечить возврат средств, потраченных на строительство "шахматной крепости". Однако в кресле председателя правительства Калмыкии Виктор Николаевич пробыл недолго: в 1999 году он покинул свой пост, а сделка между Мингосимуществу Калмыкии и "дочкой" "Интеко" была признана недействительной.

Цемент

В 2001 году "Интеко" "переквалифицировалась" в инвестиционно-строительную компанию и завоевала около четверти рынка домостроения в Москве. А год спустя компания Батуриной превратилась еще и в крупнейшего поставщика цемента в России, приобретя ряд цементных заводов. Спустя некоторое время "Интеко" объявила о создании собственной риэлтерской структуры "Магистрат". Правда, вместе со "строительными успехами" нахлынула и новая волна скандалов.

Так, в 2003 году газета "Ведомости" подготовила материал, в котором говорилось, что для бизнеса супруги Лужкова столичная мэрия "делает приятное исключение". Батурина вновь подала иск, и издание опубликовало опровержение. Следующий скандал касался купленного в Белгородской области хозяйства.

Про свой бизнес в Белгороде Елена Николаевна в интервью "Известиям" рассказывала следующее: "В Белгороде мы строим большой завод по переработке пластмасс - и тамошний губернатор в нагрузку обязал нас взять животноводческий комплекс и вывести его из убыточности. Приходится покупать бычков и выращивать их на продажу". Однако в скором времени бурная деятельность Батуриной была пресечена. Вначале "Интеко-агро" обвинили в скупке земель по "серым" схемам и заниженным ценам с целью их дальнейшей спекулятивной перепродажи, а затем выяснилось, что "московская леди" мешает разработке Яковлевского рудника.

Еще один громкий скандал развернулся вокруг обрушившейся кровли здания аквапарка "Трансвааль-парк" в московском районе Ясенево, где в феврале 2004 года погибли 28 человек.

15 февраля 2004 года в результате частичного обрушения кровли здания "Трансвааль-парка" погибли 28 посетителей развлекательного комплекса и пострадали более 100. В марте 2004 года "Коммерсант" сообщил, что к моменту трагедии бизнес аквапарка "Трансвааль" полностью контролировался компанией "Терра-Ойл", а сделку по покупке у прежних владельцев акций собственника аквапарка в конечном счете финансировали два физических лица: Елена Батурина и ее брат Виктор Батурин. На основании регистрационных документов и данных о сделках с активами развлекательного комплекса Ъ сделал вывод, что де-юре ЗАО "Интеко" не входило в состав учредителей компаний, управляющих "Трансвааль-парком", но его акционеры в феврале 2004 года являлись крупнейшими кредиторами "Терра-Ойла", которому принадлежала инфраструктура аквапарка.

Впрочем, как сообщает издание, ни к статье "Нефтяники всплыли в аквапарке", ни к сути проведенного журналистами расследования о мудреном перетекании денег со счета на счет у госпожи Батуриной никаких претензий не возникло. Ее возмутила всего лишь подпись под фотографией. Под фотографией было написано: "Супруга московского мэра Елена Батурина скрывала свое участие.

В марте 2005 года Тверской районный суд Москвы частично удовлетворил иск президента ЗАО "Интеко" Елены Батуриной к ЗАО "Коммерсантъ. Издательский дом" и двум журналистам. Суд признал не соответствующими действительности и порочащими честь и достоинство госпожи Батуриной сведения, опубликованные в газете "Коммерсантъ". Одновременно суд взыскал с каждого ответчика в пользу Елены Батуриной 10 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.

В том же 2004 году, Батурина впервые вошла в "Золотую сотню" журнала Forbes, оказавшись единственной представительницей слабого пола.

"Финансовая" эпопея

К слову, с Forbes у Елены Николаевны тоже оказались непростые отношения. Так, в 2006 году стало известно о том, что Издательский дом Axel Springer Russia отказался печатать статью о Батуриной и ее бизнесе, уничтожив весь тираж декабрьского номера русского журнала Forbes. В ИД подобный шаг объяснили тем, что в публикации "не были соблюдены принципы журналистской этики", однако, по данным "Ведомостей", причина все же заключалась в другом, и якобы представители "Интеко" грозили Axel Springer Russia исками о защите деловой репутации.

Однако американский Forbes московские "разборки" интересовали мало, и номер все-таки был выпущен но, что самое интересное, стоил на 20% дороже, чем до скандала. И вновь иски. На этот раз к главному редактору русского Forbes Максиму Кашулинскому и авторам опубликованного материала. В итоге – очередная удовлетворенная "жалоба" Елены Николаевны и взыскание 106 тысяч 500 рублей, в которые был оценен ущерб деловой репутации "Интеко".

Однако судом у Батуриной заканчивались отношения не только с крупнейшими изданиями, но и с родным братом. "Семейный скандал" начался "незаконного" увольнения Виктора Батурина из "Интеко", продолжился четырьмя исками со стороны Елены Николаевны, требующей пересмотреть права брата на владение компанией "Иван Калита", и закончился отказом обеих сторон "от взаимных имущественных и иных претензий".

Суды и "исправительные" работы

Летом 2009 года фамилия Батуриной вновь всплыла, на этот раз в деле компании Sibir Energy, которая пыталась взыскать долги с одного из ее совладельцев Шалвы Чигиринского. Тогда предприниматель обвинил главу "Интеко" в атаке на свои активы, утверждая, что Батурина "тайно" получила 50% его доли в обмен на помощь бизнесмену в решении столичных "бюрократических препон". Супруга экс-мэра все заявления своего "партнера" категорически опровергла и сказала, что "единственная связь", которая существует между ней и Чигиринским, - это займ, который она предоставила бизнесмену и который тот так ей и не вернул.




Конфликт с Борисом Немцовым – еще один пункт в биографии Батуриной, на который нельзя не обратить внимания. Напомним, что лидер оппозиционного движения "Солидарность" являлся одним из авторов провокационного доклада "Лужков. Итоги", в котором правительство Москвы, в частности, обвинялось в коррупции. Иск Батуриной к Немцову появился на столе суда, казалось бы, быстрее, чем остальные успели ознакомиться с докладом политика. Главу "Интеко" поддержал и супруг: истцы требовали признать порочащими деловую репутацию распространенные Немцовым сведения. В феврале этого года суд частично удовлетворил иск Батуриной, обязав выплатить "Интеко" 40 тысяч рублей и признал не соответствующим действительности только один фрагмент из доклада: "Факты - упрямая вещь. Нигде, кроме Москвы, бизнес Батуриной не развивается успешно". По последним данным, Батурина не намерена отступать и надеется добиться победы над Немцовым с помощью кассационной жалобы.

Еще одним громким проектом, в которых участвовала компания "Интеко", стало восстановление постамента известной московской скульптуры "Рабочий и колхозница". В конце 2009 года в СМИ появилась информация о том, что на реставрацию композиции у государства ушло около миллиарда рублей, а вот выделено было почти в три раза больше – 2,9 миллиарда рублей.

Любовь к судам у Батуриной не утихает и по сегодняшний день. Так, недавно Елена Николаевна заявила о том, что готовит иски к ряду центральных федеральных каналов. А всему виной – критические репортажи о московских пробках, разрушении архитектурного наследия столицы и невероятно высоком уровне коррупции. Правда, далеко не все готовы упорно держать оборону. Так, например, французский еженедельник L'Express решил не дожидаться судебных разбирательств и искусно исправил материал о главе "Интеко".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников http://www.rian.ru/moscow/20100929/280391591.html


Тэги: Батурина, жена Лужкова, "Forbes" 

Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок