пятница, 14 мая 2010 г.

Конструкторы будущего


Не спрашивайте у меня, верю ли я в Бога. Можно сказать «да», и можно сказать «нет». И то и другое – правда, но каждое из двух – в своем смысле. А вообще же, ни этот вопрос, ни ответ на него не имеют никакого смысла и ровно никакого значения.

А значение и смысл принадлежат тому факту, что в мире есть книги (тексты), которые сотнями миллионов, возможно миллиардами, людей почитаются священными. В этих книгах они ищут наставления, как им жить и как им действовать, и в соответствии с ними живут и действуют, а деятельностью своей камень за камнем, гвоздь за гвоздем выстраивают здание грядущего мира, предназначаемого ими для своих детей и внуков. Священные книги – это канва, по которой Бог (если он есть) человеческими руками воздвигает «царствие свое». Это «инструкция по его сборке». «Царствие» воздвигается в любом случае, даже если Его (Бога) – нет. Потому что есть – Книги. Их авторы – будем их для простоты отождествлять с самими основателями мировых религий – не только то, чем они были при жизни, но и то, чем стали после смерти. Они, – сами как Боги, – великие социальные инженеры, сумевшие внушить (и продолжающие внушать) свои замыслы относительно будущего человеческого сообщества миллионам и распространить свое влияние на века и тысячелетия. Посмертно они стали гораздо сильнее, чем были при жизни.

Со временем появились и люди, занятые расшифровкой подтекстов, скрытых за иносказаниями Книг. Вполне вероятно, что и иносказания эти – вовсе не иносказания, просто у древних авторов не было под рукой тех слов и понятий, которыми можно было бы выразить их мысли с современной отчетливостью. Потому любой человек, всерьез заинтересовавшийся проектами будущности и инструментами для их реализации, в силу элементарной логики обязательно должен прийти к этому наследию и заняться его постижением и ревизией. И тогда временами обнаруживаются удивительные вещи, неожиданные взаимосвязи и шокирующие сопоставления. И когда с этим сталкиваешься, останавливаешься в немом изумлении, а, опомнившись, хочешь этим изумлением поделиться.

В Евангелии от Матфея есть такие строки:

34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку - домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
(Матф.10:34-38)

Что они означают?

Одно из пониманий этих строк, высказанное нашим живым современником состоит в том, что это выбор приоритета. «Любовь, посвященная Богу, должна превысить оную к своим родным. Да, одну мою знакомую муж выгнал из дому за то, что она стала следовать за Иисусом. Иисус об этом и говорит - это цена вечной жизни и следования за ним. Иногда родные могут стать врагами. И даже в этой ситуации человек должен оставаться верным Богу. Иисус предупреждает, что такое может произойти, ибо не каждый примет его слово, и некоторые даже ожесточатся».

Вот еще одно толкование, тоже данное живым современником, иереем Димитрием Карпенко: «Страшные слова, но эти слова Христа обращены к Его ученикам, апостолам. Господь посылает их на проповедь, говоря им о том, как они должны совершать свое служение и какие препятствия будут у них на пути. И если семейные привязанности становятся препятствием для человека на его пути к Богу, то человек должен сделать выбор: или он остается со своими земными пристрастиями, или его сердце принадлежит вечности. В человеческом сердце место, которое приготовлено для Бога, не должно быть занято никем другим, даже родным человеком».

Можно набрать много цитат, содержащих толкования этих темных строк, и в них (по большей части), как и в этих двух, угадывается что-то общее, что суммирует в одну крупную идею все их частности. Но лишь совсем недавно мне встретился автор, давший их толкование на абсолютно современном языке современной науки об обществе. Его зовут Геннадий Аксенов, живет в России, кандидат географических наук, 67 лет. Он - старший научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. Автор книг «Крылья орла. Очерки российской свободы» (2000), «Вернадский [Серия ЖЗЛ]» (2001), «Причина времени» (2001) и многих научных и философских статей. Но прежде, чем говорить об этом его толковании непосредственно, надо вспомнить об основных чертах общества, предшествовавшего тому, которое попытался основать Христос. Не пытаясь сказать об этом предмете новое слово, воспользуемся словами Г. Аксенова:

«Свободы нет. О мифической вольности счастливых чингачгуков, живущих в согласии с природой, писали европейцы, которые никогда никаких чингачгуков не видели. Первобытная свобода - фантазия Руссо, не более. Науке открывается совсем иная реальность. Внешний мир ничего не говорит человеку племени, установил антрополог Люсьен Леви-Брюль, написавший книгу о первобытном мышлении. Дикарь ничего не знает в нашем смысле слова. Его сознание закрыто, заблокировано для познания. Его «знание» - это особым образом устроенная сложная совокупность мифов, древних сказаний, преданий о коварных и могущественных духах вод и земель. Все травы, люди и воды мыслятся не как явления со своими законами, а неразрывно связаны с неким значением, исходящим из генеральных мифов, освящены главным учением о мире. Эти «знания-значения» называются коллективными представлениями.
 
В племени нет личности. Вернее, нет личности индивидуальной. Есть личность коллективная. В качестве индивида, субъекта выступает племя целиком, где человек - не единица, а дробь, часть единицы. Племя - организм, а отдельная особь - его орган. Какое особое мнение и поведение может быть у руки? Только действие, подчиненное целому организму. При этом нет никакого дополнительного порабощения, никакого принуждения или выгоды вождя, например, на которого рядовой член племени работает. Речь идет о добровольном поведении, где все как один.
 
Эти наблюдения относятся отнюдь не только к диким племенам, составляющим предмет изучения этнографии и этнологии. Множество сообществ, будь то банда, род, тейп, казацкий круг, село, союз ветеранов и множество других как неформальных, так и формальных групп, и сейчас строятся по этой естественной модели. Ее всегда можно узнать, если в ней сохраняется главное условие: наличие коллективного мифа, центрального учения, надперсональной ценности и общего мнения».
 
В этой длинной цитате – описание того, что называется родоплеменными отношениями. Они еще были очень сильны во времена Христа и не утратили своего значения полностью и сегодня. И намерение Христа «разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» это намерение разрушить родоплеменные отношения – источник всяческой ксенофобии, розни, вражды и недоброжелательства, провозглашение верховенства всечеловеческого видового родства по отношению к родству кровному, племенному:

«Но однажды наступает прозрение, что вот этот привычный мир - преступен. Появляются пророки не удобных для прежнего порядка истин. То, что считалось доблестью, они объявляют преступлением. Они учат, что честность, забота и любовь должны распространяться не только на своих, а на всех людей без исключения. Что для Бога нет ни эллина, ни иудея. Провозглашается гениальное: «Мне - отмщение и Аз воздам!», то есть буквально, что месть - не дело людей. И более того, находится некто, кто осознает, что «враги человеку ближние его», потому что подталкивают его к разделению людей на ближних и дальних, хороших и не очень.
 
Революцией стало открытие, что в отдельной личности таится целый мир, больший, чем тот, который мечтает захватить империя. Что человек не часть, а целый мир - и этот мир не враждебен всем остальным.
 
Новый человек добровольно, своим личным договором с Богом становится совсем в другое положение - лично ответственного за все. И уже не коллектив отвечает за своего члена, а человек сам отвечает за все. И отвечает отнюдь не перед соседями и вообще не перед людьми, его судья - выше.
 
Так возникла другая культура, уже не клановая, а личностная - культура вины. Она определяет поведение людей, пусть сначала немногих, но именно эти немногие делают жизнь, задают ее верхнюю планку. Сознание несовершенства мира внесло гигантский раскол в головы, мир раздвоился на идеальный божественный и грешный земной. Но этот раскол был абсолютно необходим. Меч Христа - целительный скальпель. Зато были выработаны универсальные правила поведения на основании высшего долга, общего для всех».

Я обещал читателю «шокирующие сопоставления», и вот наступило время перейти к этой небольшой, но впечатляющей, части нашего повествования. Уже третий год у нас в стране Президент, которого мы почему-то третий год называем «новым Президентом». У него имидж глубоко верующего человека, христианина. И не раз так бывало, что в стране происходит какое-нибудь «Росукрэнерго» - т.е. развиваются события, глубоко волнующие общество, - а Президент в них не участвует (или как бы не участвует), он отправляется на молебен.

Бог ему тут судья. Но разве можно о нем сказать, что для него, как и для Христа «нет ни эллина, ни иудея», что он «оставил отца своего»? Т.е., что он разорвал свои родоплеменные связи, чтобы следовать за Учителем, что для него нет деления на «своих» и «чужих», «ближних» и «дальних»?
 
Он вполне мыслим (в отличие, скажем, от таких лидеров, как Путин, Буш или Блэр) вне контекста большой политики. В то же время Виктор Андреевич абсолютно не мыслим вне своих пчел, братьев, кумовьев, племянников, «любых друзiв», односельчан «малой родины». И впечатление от его президентства такое, что именно их, а не Украину, разбавив их слегка бабой Параской, повел он в “светлое будущее”, став Президентом.

Поставить здесь точку – значит сделать акцент. Не хочу. Потому что – не он первый, не он последний. Что ж поделаешь, нехристианская мы, по большому счету, страна. Хотя церквей и крестов понаставили много. Хотелось бы закончить, не закрывая дальнейший путь, а открывая его. И здесь я снова хочу воспользоваться словами Г. Аксенова: «В Евангелии Иисус называет себя Сыном человеческим. Меня это всегда озадачивало… Теперь у меня мелькает иногда догадка, почему Он себя так назвал. Он открывает собой следующую генерацию разумных существ, идущую на смену людям. Человек есть первое разумное существо, но ведь никто не сказал, что последнее. И вот Он - второе разумное существо, неизмеримо более могущественное. Не человек, а сын человеческий».
 
Валерий Тырнов, февраль 2007

Тэги: евангелие, пророк, Иисус, Матфей, племя, родоплеменные отношения, личность, Священные книги, иносказания 

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Здравствуйте Валерий! По загруженности не располагаю временем, поэтому не пишу комментариев, не вступаю в переписку и впервые залез на частный блог. Статью Г.Джемаля - прочитал и отложил, но вспомнил об общественно-экономических формациях. Благодарю Вас за напоминание о "рое". Здесь есть над чем подумать, как в приложении к примитивным, так и к зрелым формациям, а, главное, как этим пользоваться, чтобы выводить дураков из "состояния роя". Желаю Вам удачи. Виктор Новиков. Ярославль.

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок