Я хомо был читающий,
я сапиенсом был.
Мой класс – млекопитающий,
а вид уже забыл.
В. Высоцкий
С Еленой Сергеевной я учился на одном курсе. Потом мы работали на одной кафедре, и оба считаем, что знаем друг друга весьма подробно. И все же несколько лет тому назад я был несказанно удивлен, забежав к ней в гости и застав на кухне за разборкой хозяйственной сумки после возвращения из магазина.
Елена Сергеевна
Делала она это… э-э-э… несколько странно. Она высыпала крупы, сахар и т.д. из одноразовых кульков, в которые их упаковали в магазине, в свои полотняные мешочки, а кульки аккуратно вытряхивала и складывала в ящик стола. Она перехватила мой взгляд и, видимо, до нее дошла степень моего удивления. Засмеялась:
- Не думай, что у меня развивается мелочная старческая жадность. Но мне неприятно думать, что даже через много лет после моей смерти вот эта гадость, которую я выброшу, - она брезгливо приподняла кулек за уголок, - может валяться в лесу и портить жизнь лесной живности. Я хочу оставить после себя как можно меньше мусора. Когда я пойду за селедкой, я возьму из этого ящика пару кульков, принесу в них селедку и только тогда выброшу. Вот ты – пишущий человек. Взял бы, да и написал о мусоре, который мы после себя оставляем. Ведь если так жить, пройдет совсем немного лет, и на Земле не будет ничего, кроме мусора…
После этого я стал другими глазами смотреть на тот факт, что где-то в шкафу у нее «живут» туфли, подаренные ее бабушке дедушкой, но оказались малы, что она всегда гасит свет, уходя из помещения даже на 5 минут. Что она всегда сдавала старые газеты в макулатуру и т.д.
Должен сказать, что я не знаю второго человека с такими правилами. По-моему, в своем настойчивом стремлении – не плодить вокруг себя мусора –Елена Сергеевна уникальна. Результат же получается парадоксальный: стремясь не замусорить жизнь другим, она фактически сама живет среди мусора.
Полиэтилен
Вот эти, создающие столько удобств, кулечки – беспокоят не только Елену Сергеевну. Они представляют собой глобальную проблему – период естественного полураспада у полиэтилена очень большой, а его переработка проблематична, потому что в ее продуктах в больших количествах содержатся серьезные яды – диоксины. Американцы, например, упаковывают свои ежегодные покупки в 14 млрд. полиэтиленовых мешков. Если все это сжигать – это ж сколько диоксинов получится? Их куда девать? На сегодняшний день в Америке в переработку попадает всего лишь 5% мешков, а 45%, в лучшем случае, закапывается на свалках. В худшем же — уносится ветром, куда попало. У нас, по-видимому, то же самое.
Поиски дешевого материала с малым периодом полураспада пока что идут с таким же малым успехом. Тем не менее, мир ищет способы избавиться от кульков. В Ирландии, например, эти кульки государство обложило налогом (взял кулечек – заплати 15 центов), и их применение сократилось на 95%! Такие же меры приняты в Бангладеш и на Тайване, ряд стран объявил о готовности бороться с полиэтиленом с помощью налогов. Но этот способ подходит только для стран, имеющих «смирное» население. В большинстве же стран подойти к делу с этого конца правительства даже не рискуют – народ рассердится.
Вот в Нью-Йорке вроде бы рассказывают людям, как важно повторное использование пакетов (воспитывают американскую Елену Сергеевну), а в китайских магазинах предлагают в качестве альтернативы кульку дешевую хозяйственную сумку за 6 центов. Но, несмотря на все это, полиэтилен не только не отступает, но даже наступает.
Сегодня понятно, что от полиэтилена как массового материала надо отказываться, но непонятно – как.
Одноразовый мир
В 1960-х компания Bic выложила на прилавки одноразовые бритвы, а мамы с папами получили первые одноразовые пелёнки. Всем понравилось. Сегодня в мире, особенно в развитых странах, могущих себе позволить некоторые удобные излишества, существует море одноразовых товаров, и их число стремительно растет. За один лишь 2001 год было представлено 110 новых одноразовых товаров. А в 1998 году, к примеру, появилось 28 одноразовых приспособлений только для уборки и чистки. Потребительская схема "купил-использовал-выбросил" становится в мире всё популярнее. Оно и понятно почему. Но если одноразовые шприцы, иглы, капельницы, перчатки, салфетки и так далее на данном этапе борьбы со СПИД-ом вполне оправданы, то одноразовая посуда, очевидно, представляет собой угрозу экологии. В разряд одноразовых предметов в США уже попали мобильные телефоны. Они продаются с деньгами на счету. Кончились деньги – выбрасывай!
Электролэнд
Электроприборы различной сложности представляют собой большую и постоянно разрастающуюся проблему. Британское Королевское общество поддержки искусств, производства и коммерции (RSA) объясняет: «Если мы берём британца, которому в 2003-м исполнился 21 год, а жить он будет до 2059-го, то за свою жизнь он выбросит 3,3 тонны (отслуживших срок электроприборов. Прим. Авт.). Но человек, рождённый в 2003-м и живущий до 2080-го, произвёл бы 8 тонн хлама». Члены общества создали «скульптуру» человека из 5 холодильников, 3 стиральных машин, 6 микроволновок, 7 пылесосов, 3 видеомагнитофонов, 12 электрочайников, 2 швейных машин, 6 телевизоров, 4 газонокосилок, 8 утюгов и стольких же тостеров, 35 мобильных телефонов и т. д. с массой как раз 3,3 т, чтобы показать – вот смотрите, какой нужен монстр для обеспечения удобств человека с массой в 40 раз меньшей. Старая электроника оседает в туалетах, подвалах и чердаках, поскольку владельцы не знают, что со всем этим делать. А там мышьяк, сурьма, бериллий, кадмий, ртуть, медь, свинец, никель, цинк… Когда-то все это начнет проникать в воду.
Сюда примыкает проблема «выключенного» электрооборудования, т.е. оборудования, переведенного пользователем в ждущий режим (Stand-by). Многие пользователи полагают, что в ждущем режиме их телевизор, компьютер, посудомоечная машина «практически ничего не потребляют» Насколько, однако, верно это утверждение? Исследование, проведённое организацией Energy Saving Trust, показало, что средняя британская семья в любой момент времени имеет до 12 устройств, оставленных на Stand-by или заряжающихся от сети и электричество на 740 миллионов фунтов ($1,3 миллиарда) в год летит коту под хвост. Разумеется, это сопровождается соответствующим загрязнением окружающей среды углеродными выбросами.
Отдельно взятый производитель не может отказаться от Stand-by, потому что его покупатели немедленно перебегут к конкуренту, а законодатели свободного мира с огромным трудом идут на какие бы то ни было «тоталитарные штучки» вроде законодательных запретов, и тогда вся эта благословенная свобода обращается во что-то иное. В принципе, эту проблему могли бы решить сами потребители, добровольно, но… Моя жена, когда выходит в магазин или на прогулку с собакой, не отправляет телевизор даже в Stand-by, не говоря уже о его выключении. Я пробовал бороться – и на этом поприще погиб.
Валерий Тырнов, 2006, для Всеукраинской Технической Газеты
Тэги: мусор, упаковка, полиэтилен, одноразовые вещи, загрязнение среды, налоги, потребители
2 комментария:
Замечательный человек - Елена Сергеевна.
Кстати, моя жена ни разу не сказала "надо нам наконец купить телевизор". Потому что мусор в голове, вываливающийся туда потоками из зомбоящика, еще хуже, чем мусор на полу.
Какой Вы счастливый человек! Я сам не смотрю телевизор с 1968 года, правда, было отступление на несколько лет - с 1985. Я тогда и купил телевизор - смотреть Листьева, Федорова и т.д. А в 1991 женился, и теперь имею в доме такую напасть.
Отправить комментарий