вторник, 2 ноября 2010 г.

Две Юли как рекурсивная система


Есть такой технический термин – рекурсивная система. Так называют иерархическую систему, повторяющую самое себя на каждом уровне иерархии, в каждом структурном “кирпиче”. Физически такое, естественно, невозможно, а структурно, организационно – отчего же “нет”? Например, рекурсивна система доменных имен в сети – структура доменов разных уровней одинакова. Запомним это вступление, оно нам пригодится…
 
Довольно много лет назад работал я редактором в городской газете. У меня в подчинении (якобы) было несколько журналистов. За ними были закреплены источники информации, они оную собирали, обрабатывали – т. е. писали – и сдавали написанное мне. А я ее двигал (или не двигал) дальше. И вот (характерный, между прочим, случай) приходит журналистка с брифинга в облсельхозуправлении… Что такое брифинг?

Стоит за кафедральным пюпитром (сооружение такое, чтоб слушатели не видели бумажку, с которой выступает товарищ) начальник управления и рычит. А перед ним сидят “журналюги” – акулы пера, собаки диктофона – и склонив набок нежные девичьи головки, старательно строчат в блокнотиках, или, со скукой глядя на пишущий диктофон, ждут конца рычания.

И вот – получаю я готовый материал. Речь идет об американских комбайнах “Джон Дир”, закупленных облуправлением. Начальник управления расхваливает приобретение: “А он вот то и вот он это, а он за неделю убирает вона сколько…”

У меня физическое образование и первая профессия – физик. Я привык работать с именованными числами, я хорошо представляю себе, какие из них разумны, а какие абсурдны. Я смотрю – и глазам не верю.

– Юлечка, – спрашиваю, как вы могли такое написать?? Ведь, если то разделить на это, то получится вот столько! Две бабки с серпами за день настригут больше этого хваленого комбайна… что-то здесь не так.

– А че-е-е?.. он сам так сказал!

– Ну, если ОН так сказал, хватайте его за язык и волоките к позорному столбу. А я не могу подписать такое в газету… 

Я не могу иметь больших претензий к Юле. В отличие от меня, она окончила отделение журналистики нашего славного филфака, и для нее что метр, что миля, что 8 килограмм. Это не значит, что она дура, это значит, что у нее нет нужных навыков – если я эти глупости просто вижу, ей надо начинать процесс их постижения с постановки задачи. А это – я не шучу – сложно.

Вот, просто иметь представление о разумных и неразумных порядках величин именованных чисел и этими представлениями активно пользоваться – надо это людям по жизни или нет? Я полагаю – надо. А люди – на то похоже – полагают, что нет. Кто в ответе за это? Надо думать, министерство образования и “творцы” школьных программ. Наше поколение начинали этому учить “с младых ногтей” – был в начальной школе замечательный предмет “Неживая природа”. Очень жаль, что его упразднили. Что из этого получилось?

В 2007 (или в 2008 – забыл) году другая Юля ездила по Донбассу и клялась в любви к шахтерам, обещая им возродить угольную отрасль. Для этого у нее, якобы, есть “задумка” перевести тепловые электростанции с газа на уголь. Шахтеры это “хавали” и даже, кажется, слегка “велись”. Но “задумка” в мысль так и не превратилась.

Дело в том, что газовый котел и угольный – две, как говорится, большие разницы. И превратить одну в другую простым поворотом какой-то ручки, щелчком переключателя – ну, никак не получается. Дело это довольно-таки капиталоемкое – таких денег в бюджете не было тогда, нет и сейчас.

В свое время СССР перевел тепловую энергетику с угля на газ из соображений человеколюбия – экология стала лучше. И что же теперь – переделывать лучшее в существенно худшее? Ведь не будет уголь “правильно” гореть в переделанной топке. А покупать новые котлы… Цена вопроса велика непомерно. Это ясно и без аккуратного просчета.

Потому, когда я в то время писал на эту тему статью для одной из харьковских газет, я представил суть этих событий как “тимошенничество” – сознательное навешивание лапши развесившему уши бестолковому “электорату”. То есть как чистой воды недобросовестную политику. Сегодня же я готов на равных с политикой рассматривать и другую возможность: “наша Юля”, так же, как и Юля-первая не владеет пониманием порядков размерных величин и потому не может их сопоставлять. А такой премьер – понятное дело, как футболист без ноги.

У двух Юль оказался в наличии один и тот же недостаток. Есть в этом нечто символическое. Ведь государство – тоже рекурсивная система, поэтому в нем частный, мелкий, казалось бы, чисто личностный, но зато часто встречающийся, человеческий недостаток может приобрести системообразующее значение.


В том же контексте хочется высказать еще одно соображение. Существует целая литература о том, как человек позаимствовал для своих технических устройств из живой природы идеи, найденные эволюцией. Сонар, например, стырил у дельфина. Но я не знаю ни одного текста, в котором обсуждалась бы проблема заимствования идей из технической сферы для их внедрения в сферу гуманитарную, скажем, для решения задач социального и государственного строительства. А ведь техника, как и живой мир, тоже эволюционирует (только эволюция ее идет довольно своеобразно) и в ходе этой эволюции научается решать задачи, которые ее творцу изначально и в голову не приходили! Вот пример.

Люди старших поколений наверняка помнят культовую в СССР вещь – транзисторный радиоприемник “Спидола”. Отвинтив его заднюю крышку, можно было увидеть внутри тесный хаос многочисленных разнообразных радиоэлементов, в толчее которых черт ногу сломит. А моему другу (очень хороший радиотехник, он потом возглавлял антенный отдел в компании “Моторолла”) повезло купить в комиссионке почти за бесценок японский аналог “Спидолы”. Он показал мне его внутренности: там пустота – несколько транзисторов, объединенных в единую схему очень немногочисленными деталями. Я был поражен разницей, а друг объяснил, что японская элементная база отличается высоким постоянством параметров, малым разбросом между ними. Поэтому японцы могут позволить себе применять простейшие схемные решения, невозможные с нашей элементной базой с ее высоким разбросом параметров. Мы на такие схемы могли только в учебниках посмотреть. Наши инженеры вынуждены были изобретать схемы, малочувствительные к разбросу параметров. Выражаясь более техническим языком – создавать надежные устройства из ненадежных элементов.

К сожалению, эта сфера деятельности (в которой наверняка есть общие принципы и законы) полностью осталась за рамками моего образования. Но интересный вопрос в контексте, скажем, “борьбы с коррупцией” я, хотя и не могу на него ответить, все же в состоянии сформулировать: можно ли создать “не берущую” систему из “берущих” сукиных детей? И даже предвижу вероятный утвердительный ответ. Только заниматься этим надо всерьез, без дураков.

Тэги: система, надежность, рекурсия, элемент

Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок