Блог физика и журналиста. Истина не имеет политической окраски
воскресенье, 7 ноября 2010 г.
Неприличное открытие Даниэля Канемана
Люди глупы
в авторстве подозревается Виктор Померанцев
За это открытие израильский ученый, Даниэль Канеман (Daniel
Kahaneman), работающий, как вы уже догадались, в США, получил
Нобелевскую премию по экономике за 2002 г.
(Впрочем, к вам, уважаемый читатель, это не относится. Это про других. :)
В ходе ряда точных научных экспериментов Канеману удалось доказать,
что в своей повседневной жизни большинство людей не руководствуются
здравым смыслом. Даже профессора математики в обычной жизни редко
прибегают к элементарным арифметическим операциям.
Канеману впервые удалось ввести в экономику понятие человеческого
фактора, объединить в единую науку психологию и экономику. До него
экономисты диву давались -- почему рассчитанные ими модели дают
внезапные сбои, почему люди ведут себя не так, как им положено по
теории? Почему вдруг падает биржа или почему вдруг люди бросаются в
банк изымать вклады, менять одну валюту на другую?
Самое интересное, что лауреат Нобелевской премии по экономике никогда
экономике не учился, а всю жизнь занимался психологией. В данном
случае -- психологией выбора повседневных экономических решений.
Все экономисты до Канемана, начиная с Адама Смита, делали одну и ту же
ошибку -- они предполагали, что человек руководствуется элементарной
логикой и собственной выгодой -- покупает там, где дешевле, работает
там, где больше платят, из двух товаров одинакового качества выберет
тот, который дешевле.
Исследования Канемана показали, что все не так просто. Люди,
оказывается, не хотят думать. Они руководствуются не логикой, а
эмоциями, случайными импульсами; тем, что вчера слышали по телевизору,
или от соседа, устоявшимися предрассудками, рекламой и т. д.
Вот пример. Оказывается, если снизить цену, то товар вовсе не
обязательно начнут быстрей раскупать. Некоторые подумают, что это
просто уценка товара из-за плохого качества. То же самое -- если цену
повысить, люди подумают, что им предлагают товар лучший, чем раньше.
Экономисты до Канемана наивно полагали, что если человеку, работающему
сдельно, повысить расценки, он станет лучше работать. Оказывается,
далеко не всегда. Одни -- да, действительно лучше. Другие -- так же:
зачем выкладываться, если при прежней производительности они все равно
получат больше, чем раньше? Третьи -- станут работать медленней, чтобы
получать столько же, сколько раньше, при меньших затратах труда.
Рассуждения экономистов до Канемана напоминали рассуждения ученых до
Галилея. Ведь в течение тысячелетий все великие умы предполагали, что
тяжелый предмет, сброшенный с высоты, быстрее долетит до земли, чем
легкий. Дети сегодня тоже так считают. Тысячи лет это принимали на
веру, и никому до Галилея не пришло в голову проверить это. Каково же
было удивление Галилея, когда он установил, что деревянный и железный
шар, сброшенные с Пизанской башни, долетают до земли за одно и то же
время.
Итак, по Канеману, в своей повседневной жизни люди не руководствуются
элементарной логикой и элементарной арифметикой.
Я решил это проверить. Пойти, так сказать, по пути Галилея.
Иерусалимская улица Агрипас. По одну сторону -- базар Махане Иегуда. По
другую -- ряд магазинов.
В магазине продают яйца. Упаковка из 10 яиц стоит 12 шекелей.
Напротив, на базаре, тоже продают яйца. Упаковка из 30 яиц стоит 18 шекелей.
Задача для школьника первого класса -- в магазине яйцо обходится в
1,20, на базаре -- 0,60. Ровно в два раза дешевле. Покупая один лоток
яиц в магазине, человек проигрывает 6 шекелей. Покупая два лотка -- 12.
Я встал у магазина и задавал покупавшим яйца один и тот же вопрос --
зачем вы это сделали? Разве вы не видите, что через дорогу -- вдвое
дешевле?
Ответы распределились следующим образом:
1.Пошел ты... -- 75%
2.А какое твое дело? Где хочу, там и покупаю -- 75%
3.В магазине яйца лучше. (Яйца одинаковые, я проверял) -- 8%
4.Да какая разница? Буду я мелочиться? -- 6%
5.Я всегда все покупаю в этой лавке. Мне так удобнее -- 9%
То, что ответы в сумме составляют больше 100%, означает, что один
человек мог дать несколько ответов.
Лицам, ответившим по п. 4, я предлагал:
-- Купив два лотка яиц в магазине, вы проиграли 12 шекелей. Если для
вас эта сумма не имеет значения, дайте мне еще такую же сумму. Ответ
на это предложение -- см. п. 1
Вот еще примеры, подтверждающие, с моей точки зрения, теорию Канемана.
Человек идет в ресторан и платит за стейк 100 шекелей. Тогда как кило
точно таких же стейков в магазине -- 25 шекелей. Пять штук. Разница -- в
20 раз! Купленый стейк нужно лишь сунуть в духовку. Для многих,
видимо, это слишком большой труд. Люди стоят в очереди в ресторан. А
из этого ресторана выносят еду в лотках в бесплатную столовую через
дорогу. Где все то же самое дают бесплатно...
Канеман прав.
Оказывается, что анекдот: <<Ты купил этот галстук за 100 долларов?
Идиот, за углом такие же по 200!>> -- имеет совершенно точное
экономическое обоснование. Люди полагают, что если товар дороже,
значит, он лучше.
Человек норовит избавиться от денег. И идет в ресторан, где незнакомый
человек принесет ему еду, приготовленную из неизвестных продуктов
неизвестным способом другим неизвестным человеком, не знающим вкусов и
запросов клиента. За это он заплатит в 10 раз больше, чем стоят
продукты, и его еще обхамят.
Ресторан -- это место экономического и кулинарного хулиганства. Задача
ресторана -- <<раскрутить>> клиента. Поэтому в ресторанной кухне
используются самые неэкономичные и вредные способы приготовления пищи.
Главное, чтобы блюдо при подаче красиво выглядело. Хотя через секунду
вся эта красота исчезнет.
На выходе из супермаркета продают горячие сосиски по 5 шекелей штука,
которые внутри этого же маркета стоят 10 шекелей за 20 штук. Разница в
10 раз!
Разве Канеман не прав?
Лучшие психологи мира ломают головы над тем, как всучить человеку то,
что ему не нужно. 98% оборота фирмы <<Пепси-кола>> уходит на рекламу.
Человек покупает не сладкий сироп, а образ жизни, который ему вбили в
голову.
Часы за 50 шекелей показывают время точно так же, как за 10 тысяч.
Человек не покупает часы, костюм, мебель -- он покупает самоуважение.
Канеман прав. Люди почему-то не хотят признавать простых и очевидных вещей:
Всевозможные партии, <<Форумы>> и <<Объединения помощи>> помогают лишь
тем, кто их создает и в них работает. Для этого они и создаются.
Вот простые правила для тех, кто не хочет быть обманутыми (я понимаю,
что на меня могут обидеться тысячи агентов различных фирм,
зарабатывающих на жизнь нелегким трудом)...
Итак:
Тот, кто звонит вам или останавливает вас на улице в надежде что-то
вам продать, -- мошенник.
Тот, кто пытается войти к вам в дом в надежде что-то вам продать, --
мошенник.
Тот, кто сообщает вам, что вы выиграли в лотерее, в которую не
играли, -- мошенник.
Тот, кто предлагает товары и услуги <<бесплатно>>, -- мошенник.
Тот, кто взымает с клиента деньги за трудоустройство, -- мошенник.
Тот кто обещает 100%-е выздоровление от всех болезней, -- мошенник.
Тот, кто рассылает по электронной почте письма с рецептами быстрого и
легкого обогащения, -- мошенник.
А теперь -- о главном.
Если вы действительно хотите выучить за день английский и иврит,
излечиться от всех болезней, устроиться безо всякой специальности на
высокооплачиваемую работу, узнать свое будущее, похудеть за месяц на
40 кг без диет и таблеток -- обращайтесь только к автору этой статьи.
Оплата наперед.
Ярлыки:
Мораль и экономика
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
2 комментария:
Наверное, тут можно провести такую (конечно неправильную) аналогию:
голая экономика, идеальный рынок - это аналог в физике идеального газа
а учет психологии участника рынка - это аналог неидеального газа, Ферми-жидкости и прочей нелокальщины.
Но может опять таки можно пойти и в экономике как в физике: ввести "квази людей", как квази частицы. У квазичастиц, благодаря "шубе взаимодействия", меняются некоторые параметры, спекр... Так и людей, участников рынка можно перенормировать, изменив законы их поведения...
В статье 2 явные натяжки. 1)Галиллей и шары - железный упадет быстрее (хоть и немного) из-за наличия сопротивления воздуха, физика 7ой класс.
2)ресторан продает услуги, а не только бифштексы. В театре, например, вам вообще ничего не дают за ваши деньги. продолжая логику, спектакль можно посмотреть по ТВ бесплатно.
Отправить комментарий