Среди поносящих “проклятое советское прошлое” много людей искренних, но мало – системно мыслящих. Это значит, что в любом явлении они видят лишь одну сторону, их самих более всего задевающую, но не воспринимают сложности взаимодействия всех его сторон. Им трудно понять, что непротиворечивыми человеческие деяния не бывают, и что “есть время собирать камни и есть время их разбрасывать”.
В частности, когда в последнее время говорят о ликвидации НЭПа, то говорят о ней, как о “преступлении большевиков”, начисто забывая, что большевики были государственниками еще почище националистов и хорошо видели, что без индустриализации их государству – не быть. Когда стало ясно, что НЭП – это стихия мелкого хозяйчика и стать экономической базой индустриализации он не сможет, они, выбирая между сытостью и государственностью, выбрали государственность. Жестокость, сопровождавшая “строительство новой жизни” была вынужденной. Чистого экономического пути в индустриальное общество, основанного на гуманном экономическом стимулировании, никогда и нигде не существовало. И капитализм, и социализм для его построения применили принуждение к труду. Жестокое принуждение, хотя его формы и методы, конечно, разнились
С точки зрения своих целей большевики оказались правы, и это блестяще подтвердилось ходом событий последних 20 лет. Ибо что произошло в 90-х годах ХХ века? В Украине, России и т.д.? Стихия мелкого хозяйчика вновь была выпущена на волю, “хозяйчик” стал определять политику, и это была политика деиндустриализации. Хозяйчик – это хомяк, которому надо набить за обе щеки жвачки и больше его ничто не интересует. Ни космические полеты, ни нанотехнологии. Набивает, садится за руль дорогущего автомобиля, и ни копейки не даст на модернизацию экономики. Не подаст и на хлеб для бедных. Его это “не греет”. Ведь его психология - не з'iм, так хоч понадкусюю. Сегодня деиндустриализация практически закончена, и только теперь становится ясно, что именно индустрия была основой того, пусть и невысокого, благосостояния, которое у нас временами все же было. Деиндустриализация сопровождалась и неслыханной дегуманизацией экономики. Массовая бедность, олигархи и демократия – вещи, несовместимые между собой, а украинская экономика в современном ее виде – абсолютно безнравственна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий