суббота, 3 марта 2012 г.

Технологическая сингулярность

Кривая Снукса-Панова

С 17 по 20 февраля в Москве, в прекрасной гостинице Редиссон САС Славянская, прошло любопытное действо - Всемирный конгресс "Глобальное будущее 2045". Есть у него сайт - gf2045.ru. Посмотрите - это интересно. Организаторы конгресса – Стратегическое общественное движение «Россия 2045» и Евро-азиатский Центр мегаистории и системного прогнозирования Института востоковедения РАН.

Я думаю, что любой зашедший на этот сайт почти немедленно попадет в одну из двух категорий: одни скажут “Бред!” и отвернутся от монитора, а другие в экстазе неуемного любопытства внутренне воскликнут  “Вот это да!” и окунутся в изобилие фантастических идей и проектов, которые вроде бы “уже на подходе”.



Универсальная история

Такого рода события, как бы они ни воспринимались посторонним человеком, не случаются ни “просто так”, ни “на ровном месте”. Они происходят всегда по поводу и на каком-то обобщающем основании. О “поводе” скажем позже, а об “основании” – сейчас. Таковым служит развивающаяся в последние десятилетия концепция Универсальной истории.


У этой концепции был великий предтеча – А. Чижевский, научную квалификацию которого трудно обозначить двумя словами, его называли Леонардо да Винчи ХХ века. В 1917 году он окончил археологический институт и защитил диссертацию на тему «Русская лирика ХVIII века».

  Рис 1 А. Л. Чижевский

В 1918 представил на историко-филологический факультет Московского университета и защитил диссертацию на степень доктора всеобщей истории «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса», которая спустя шесть лет была изложена в книге «Физические факторы исторического процесса». Теория Чижевского выражалась в следующем: он заметил, что циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя все жизненные процессы, начиная от урожайности и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. В результате, это отражается на конкретных исторических событиях – политико-экономических кризисах, войнах, восстаниях, революциях и т. п.

А вот что пишет о сути Универсальной истории ее активный пропагандист и популяризатор журналист И. Гридчин:

Во второй половине ХХ века ученые обнаружили, что существуют некие общие закономерности развития живой и неживой материи. Усилиями специалистов в разных областях  выяснилось, что историю человечества, историю возникновения и развития жизни на Земле, геологическую эволюцию и саму историю происхождения Вселенной можно рассматривать как части одного процесса. Что наша цивилизация достигла некоторого переломного момента, после которого ее развитие неизбежно должно  определяться преимущественно интенсивно-качественными параметрами, а не количественными.

У истоков Большой истории лежали работы бельгийского физика Ильи Пригожина в области неравновесной термодинамики. Дэвид Кристиан, профессор Университета Сан-Диего дал название новой науке - Big History (Большая история). В работах отечественных историка И. М. Дьяконова и естественника С. П. Капицы, на основании совершенно разных соображений, вводится понятие об автомодельном ускорении эволюции. История развивается скачками. Каждый  скачок - усложнение системы, как результат преодоления очередного кризиса. А между скачками - относительно плавное экстенсивное развитие. И, частота этих скачков почему-то увеличивается в геометрической прогрессии со знаменателем, близким к 3. Чем дальше мы продвигаемся по шкале времени в будущее, тем плотнее сжимаются витки времени. Каждая следующая ступень эволюции измеряема в сотнях тысячелетий, затем в десятках тысячелетий. А чем ближе к нашему времени, то в тысячелетиях, веках, а затем и в годах.  Этот феномен так и назвали - "эффект ускорения исторического времени".

В Универсальной истории между ее далеко разнесенными в пространстве и времени событиями наблюдаются выходящие за рамки обыденного здравого смысла корреляции наподобие существующих между свойствами химических элементов в таблице Менделеева. Имеются регулярно повторяющиеся исторические ритмы, циклы, но повторяющиеся не буквально, подобно тому, как не буквально повторяются и свойства химических элементов. Как такое может быть?

Фрактальная Вселенная

В 2008 году международная группа (Италия и Россия) астрономов проанализировала данные, полученные Слоановской программой цифрового обзора неба. Предметом внимания исследователей было распределение вещества во Вселенной. Традиционно считается, что при увеличении масштаба распределение материи во Вселенной становится непрерывным. Вот этот-то – казалось бы очевидный – факт и проверялся. И оказалось, что непрерывности нет. Если эти наблюдения найдут надежное подтверждение, это приведет к пересмотру едва ли не всех космологических моделей.

Группа пришла к выводу, что материя во Вселенной распределена в виде фрактала и опубликовала результаты в журнале Nature Physics. Фракталом в математике называется множество, обладающее самоподобной структурой. Грубо говоря, оно состоит из фрагментов, являющихся уменьшенной копией всего множества. Рис. 2 дает очень понятное и наглядное представление о том, что такое фрактал. Надо только мысленно продолжить его до бесконечности.

  Рис. 2 Фрактал


В контексте таких представлений уже нет ничего удивительного в том, что реальность семитысячелетней давности в Южной Америке может оказаться подобной реальности тысячелетнего прошлого в Японии – ведь обе они могут быть “слепками” с одного и того же.

Теории фрактальной Вселенной нет, но теоретики полагают, что создать ее возможно. Правда, будет она очень сложной.

Почему 2045?

Александр Панов из Института Штернберга, изучая длительность временных интервалов, разделяющих ключевые моменты в истории цивилизации (их в теории А. Панова 19, первый из них - возникновение жизни на Земле) и экстраполируя обнаруженные закономерности в будущее, пришел к выводу, что оно, будущее, не простирается в бесконечность, а ограничено точкой 2045. Это некий “горизонт” исторических событий. К такому же выводу пришел и австралиец Снукс (кривая Снукса-Панова). Это гипербола с асимптотой t=2045. Такую форму гиперболических катастроф имеют многие цивилизационные параметры, такие как численность населения, ВВП и т.д. Я только не помню, все ли они сконцентрированы вблизи одной асимптоты или заметно разбросаны. Похоже, что вблизи одной, хотя это и неважно. Неважно прежде всего из-за временных масштабов процессов и погрешностей их прогнозирования – здесь 50 лет туда-сюда не играют большой роли.

 Вот эту-то катастрофу и обсуждали господа, собравшиеся в хорошей гостинице. Ке фер? Фер-то ке?1 И название у нее есть - Технологическая Сингулярность.

1 Что делать? Делать-то что?

– Суть "кривой Снукса – Панова", – объясняет сам А. Панов, – заключается в том, что эволюция человеческого общества, как и жизни на Земле в целом, происходила не гладко, а некоторыми качественными скачками, каждый из которых имел характер преодоления очередного кризиса. Оказалось, что последовательность этих скачков подчиняется математической закономерности: промежуток между ключевыми событиями представляется простой геометрической прогрессией с показателем, близким числу е – 2,7. И эта последовательность не может продолжаться бесконечно далеко в будущее. Она стремится к определенному пределу, который лежит в первой половине XXI века. Таким образом, мы уже сегодня живем в эпоху сингулярности, мы в нее уже вошли. Но надо понимать, что это утверждение не является строго научным, потому что нет возможности доказать, что события для интерпретации были выбраны абсолютно верно. Если кто-то мне возразит, что одно из событий несущественно и надо рассмотреть другое, то спорить с ним будет довольно трудно.

Ну и что ж это такое?

За последние два года в публикациях разного жанра было немало сказано об уникальности последнего недавно разразившегося глобального кризиса. Вот только объяснения этой уникальности до сих пор были слишком невнятными. И наконец-то нашлись люди, четко сказавшие, в чем дело: дело в том, что мы вплотную подошли к концу того, что мы называем “историческим временем”, я бы даже сказал – к эпохе катастроф. Человечество, в отличие от всех предшествовавших кризисов, уперлось в Сингулярность. Дальше будет что-то другое – другие времена (неисторические, что ли?), другая эволюция, подчиняющаяся другим циклам, другим законам.

Математически это красиво, а физически – все же бессмысленно. В конце концов, многие вещи могут оказаться связанными не столько с объективной реальностью, сколько с математической моделью, применяемой для ее описания. Ведь наверняка могут быть и другие модели Универсальной истории, не содержащие Сингулярности. Хотя Сингулярность, возможно, и существует. Как говорит сам А. Панов, в действительности никакой точки сингулярности нет. Есть некий размытый период, который характеризуется изменением режима эволюции, после чего система радикально меняет этот режим. Но как именно – предсказать невозможно. То есть, реальна не Сингулярность, а вот этот размытый непрогнозируемый период, который может быть при желании демонизирован. И тогда все те фантастические вещи, о которых шла речь в начале статьи, могут быть представлены как инструменты перехода через Сингулярность. Но ведь несерьезно обсуждать как инструменты перехода через нее перелет (межзвездный!) на другую планету или массовое переселение сознания людей в тела киборгов. У человечества на это просто нет ресурсов. Вы помните, что говорил Жванецкий о туалетной бумаге? "Все попробовали и всем понравилось. А на всех рассчитано не было!..." А "это" еще менее рассчитано на всех.

По мнению автора, самое страшное, что может нас ждать – это чья-то пропаганда такого “сценария перехода”, при котором “перейдут” не все, а только некие избранные. В этом случае можно ждать серьезных социальных потрясений, особенно, если кому-то не очень умному (а их много) придет в голову опереться при “переходе” на силу оружия. Можно тут (полушутя-полувсерьез) вспомнить и стихи, написанные Павлом Коганом в 1936 году:

Я понимаю все. И я не спорю.
Высокий век идет высоким трактом.
Я говорю "Да здравствует история!"
И головою падаю под трактор.

Однако изобретатель Сингулярности “головой под трактор” падать не собирается:

– Эпоха Сингулярности характеризуется концентрацией эволюционных кризисов. И каждый эволюционный кризис должен быть компенсирован соответствующей сохраняющей реакцией цивилизации. А каждая сохраняющая реакция цивилизации – это очень непростая и неприятная вещь, требующая большой работы. Я думаю, что конгресс запустит некий процесс самоорганизации в этой области знаний, который в своей активной фазе продолжится, я надеюсь, как минимум несколько десятилетий. Постепенно понимание неизбежности цивилизационных изменений станет актуальным и, может быть, каким-то образом востребованным. Я думаю, что это произойдет как раз в течение ближайших 50–70 лет.

2 комментария:

Ю.Биглов комментирует...

Что до конгресса GF2045, то это раздутая PR-акция проекта "Россия 2045". В подборке роликов на Ютюбе есть запись Круглого стола, так там видны эти мальчики-менеджеры. Они всё делают по американским стандартам управления проектами. Я годик поработал в похожей конторе, видел как они "окучивают" заказчиков, не имея ресурсов для выполнения заказа. А до того (в конце СССР) сам участвовал в формировании круга соисполнителей огромного проекта. В общем, всё знакомо и плохо пахнет.
Хотя идея - трезвая (с учетом многоэтажного будущего человечества). Тут нужно или становиться равноправным игроком, или подряжаться "верхнему миру". Они со своим трансгуманизмом выбрали второе.

Анонимный комментирует...

Трансгуманизм трансгуманизму рознь, няши. Существует нечто вроде "свободной зоны" ‒ около-тгшные тусовки вне РТД, 2045, новоиспеченных партий, и прочих.

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок