Как сообщает британская The Guardian, известный английский миллиардер,основатель компании Virgin Group сэр Ричард Брэнсон (Richard Branson) предупреждает, что ресурсы нефти истощаются и мир стоит на пороге нефтяного кризиса, который может случиться уже в ближайшие пять лет. В связи с этим…
Нефть: где правда?
На памяти моего поколения углеводороды ввиду перспективы их скорого исчерпания быстро и уверенно становятся критическим ресурсом. А перспектива-то откуда?
Считается общим местом, что многие миллионы лет тому назад была геологическая эпоха нефтегазообразования, когда углеводородное топливо образовывалось в осадочных толщах на дне древних морей и океанов из останков растений и животных. И эта эпоха больше не повторялась: что тогда накопилось, за то мы и должны сказать природе спасибо. Выкачаем – и больше не будет. Потому как – невосполняемый ресурс.
Т-с-с… тайна!
Однако же, расхожие представления – это одно, а наука может говорить другое. Но, к сожалению, наука иногда по внешним для нее причинам вынуждена о некоторых вещах помалкивать. В частности, есть такое малоизвестное издание: «Перечень сведений, составляющих ведомственную тайну, по Министерству нефтяной промышленности СССР. – М., 1982». В нем написано, что в открытой печати нельзя публиковать информацию, «...содержащую утверждения о том, что мировые запасы нефти и газа очень велики и надолго обеспечивают мировое энергопотребление». То есть, уже четверть века тому назад кому-то стала выгодна – вполне, может быть, в противоречии с реальным положением дел – версия скорого исчерпания углеводородных ресурсов.
Нетрудно понять – кому. Но что же «на самом деле» говорит геологическая и химическая наука о происхождении нефти и газа?
Две гипотезы
О сути биогенной гипотезы два слова уже сказано, и в большем, пожалуй, она и не нуждается. Менее же популярной абиогенной, стоит уделить несколько больше внимания.
Она принадлежит французскому химику М. Бертло, в 1866 году высказавшему предположение, что нефть образовалась в недрах Земли из минеральных веществ. В подтверждение своей гипотезы он провел несколько экспериментов, искусственно синтезировав углеводороды из неорганических веществ.
Спустя 10 лет с аналогичными воззрениями на природу нефти выступил в Русском химическом обществе Д. И. Менделеев. Он полагал, что в природе углеводороды образуются в недрах Земли на больших глубинах, где господствуют высокие температуры и давления. Туда с земной поверхности по трещинам и разломам в земной коре проникает вода. Там она встречается с карбидами железа, и в результате химических реакций, невозможных в обычных «комнатных» условиях, получаются углеводороды, поднимающиеся вверх по тем же разломам и трещинам и накапливающиеся в породах-аккумуляторах. Д. И. Менделеев и его последователи исследовали вопрос не только умозрительно – они в лаборатории воспроизвели необходимые условия и получили углеводороды.
Обе гипотезы имеют под собой серьезный научный фундамент и, следовательно, право на существование. Скорее всего, в природе есть углеводороды двоякого происхождения. Если же так, то картина выглядит менее удручающе – биогенная нефть иссякнет, а абиогенная будет и впредь пополнять свои природные резервуары, причем время ее ожидания составляет отнюдь не геологические эпохи – это годы, максимум десятилетия.
Подтверждения
В обоснование этой мысли геологи приводят достаточно широко известные факты непрерывного пополнения нефтяных запасов в некоторых месторождениях. Одно из крупнейших в мире – Ромашкинское месторождение, разрабатываемое уже более 60 лет. По оценкам татарских геологов, из скважин месторождения можно было извлечь 710 млн. т нефти. Однако на сегодняшний день здесь уже добыли 3 млрд. т нефти! Объем же месторождения – величина столь же хорошо определенная, как и емкость рюмки. Выпил – так выпил, и если в ней снова появилось, значит, кто-то туда снова налил. Мистики не бывает. И Ромашкинское месторождение – пример не единичный.
Да и бурное развитие нефтегазодобычи в СССР в середине прошлого века в большой степени связано именно с именами «абиогенщиков». Это они научили искать нефть там, где «ее нет».
Абиогенная гипотеза получила неожиданное подтверждение в астрономии: хорошо и давно известно, что на внешних планетах Солнечной системы, на которых никогда не было и не могло быть жизни, имеются фантастические запасы углеводородов, так что абиогенные углеводороды – явление не просто естественное, это явление космического масштаба.
Существует определенное противоречие между тем, что сегодня журналистов, интересующихся абиогенной нефтью, переадресовывают к «специалистам по лженауке», в то время как внутри самой геологической науки отношение к ней, как кажется автору, несколько иное. Не утрачивают в ней научного авторитета прежние пророки «абиогеники».
Корифеи
К слову, один из крупнейших среди них – наш соотечественник, академик АН УССР В. Б. Порфирьев, - в свое время всесоюзно прославленный геолог, возглавлявший при жизни Институт геологии во Львове. Здесь нет места для подробного рассказа о нем, вспомним лишь об одном, исключительно неординарном факте его научной биографии. Начав научную деятельность сторонником гипотезы об органическом происхождении нефти, он на взлете академической карьеры изменил точку зрения. Для этого, да еще при том положении, которое он занимал в советской геологии, нужно было иметь исключительно серьезные научные предпосылки.
Известный советский геолог-нефтяник профессор Н. А.Кудрявцев в 50-е годы прошлого века собрал и обобщил огромный геологический материал по нефтяным и газовым месторождениям мира. Прежде всего, он обратил внимание на то, что многие месторождения нефти и газа обнаруживаются под зонами глубинных разломов земной коры. Это обстоятельство заметил еще Д. И.Менделеев, но Н. А. Кудрявцев намного расширил географию наблюдений и глубже обосновал следующие из них выводы. На их основе он советовал искать нефть не только в верхних слоях, но и глубже. Этот прогноз блестяще подтверждается по сей день.
Сторонники абиогенной теории уверены, что на больших глубинах ждут открытия новые месторождения, а разведанные на данный момент нефтяные запасы вполне могут оказаться ничтожными по сравнению с еще неизвестными. Проводятся регулярные научные конференции по углеводородной дегазации Земли, а «углеводородная дегазация» – это и есть термин, обозначающий подъем углеводородов неорганического происхождения из земных недр – с таких глубин, где скоплений первобытных крокодилов никогда не было, и быть не могло. С этой точки зрения существует подобный круговороту воды так называемый «углеродный цикл» - кругооборот углерода в природе, и углеводородная дегазация – грандиозная деталь этого цикла. Говорят, наша планета прошла через этот цикл уже четыре раза. Но если так, формирование нефтегазовых месторождений – процесс непрерывный, и нет никаких оснований говорить об исчерпаемости, – тем более, быстрой – углеводородных запасов.
Буквально сегодня
В СНГ «самый главный» по ископаемым углеводородам – это, наверное, Институт проблем нефти и газа РАН. В его структуре есть Лаборатория генезиса углеводородных флюидов и месторождений. Научное направление, в котором она работает, формулируется как «нефтегазовая геология и геохимия». Руководит лабораторией весьма уважаемый ученый – доктор геолого-минералогических наук Борис Михайлович Валяев. А один из самых главных научных журналов – существующий с 1957 года журнал «Геология нефти и газа». Учредителями его на сегодняшний день являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России), Федеральное агентство по недропользованию, ОАО «ГАЗПРОМ», Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт (ВНИГНИ), Международная группа компаний «ИТЕРА», ОАО «РИТЭК». Журнал входит в «ваковский» перечень, т.е. публикует работы, выполненные в порядке подготовки диссертаций на соискание ученых степеней. Все, как видите, солидно, без дураков, и никакой лженаукой здесь и близко не пахнет.
Именно в этом журнале, в его № 9 за 1997 год Борис Михайлович опубликовал в кругах специалистов широко известную и часто среди них цитируемую статью, озаглавленную «Углеводородная дегазация Земли и генезис нефтегазовых месторождений». Статья является, с одной стороны, обзором, а с другой – обобщением целого ряда работ по нефтегазовой геологии, в том числе работ самого Б. М. Валяева. В частности, в ней черным по белому написано: «Таким образом, в аспекте УВ-дегазации Земли формирование нефтегазовых залежей не связано с медленным на протяжении миллионов лет улавливанием, концентрацией рассеянных в породах УВ-газов и микронефти. Это всего лишь побочное явление на фоне грандиозных процессов разгрузки глубинных УВ-флюидов... В свете современных данных по УВ-дегазации Земли формула «нефть из жизни» представляется архаичной. В обобщенном виде точнее выглядит формула «нефть и жизнь из продуктов дегазации Земли», причем в накоплении горючих ископаемых (нефть, газ, газогидраты, торф, угли) и разных концентрированных форм ОВ (углистые и битуминозные породы) ведущее место принадлежит УВ-ветви дегазации Земли».
***
Гипотеза о биогенном происхождение углеводородов с сиюминутной точки зрения исключительно выгодна тем, кто их добывает и продает, а эти последние достаточно богаты, чтобы купить любых экспертов и любых пиарщиков. Что же касается науки, она вполне может находиться между определенными коммерческими соблазнами и требованиями нравственности. Здесь есть вопросы, которые общество вправе задать и вправе услышать на них правдивые ответы. Не будучи специалистом, я не могу их предвосхищать. Геологическая наука должна сама разобраться в собственных гипотезах и прогнозах, причем сделать это без заказной предвзятости. А общество вправе побуждать ее к этому.
© Copyright Тырнов Валерий Федорович (valeryj@mail.ru)
Комментариев нет:
Отправить комментарий