Был такой момент в этой истории, когда оранжевые, пожелав небескорыстно оседлать украинский газовый рынок, разрушили газовые соглашения, подписанные еще во времена Кучмы-Януковича ($50 до 2013 года). В те времена (это, насколько помнится, 2006 год) я написал на эту тему прямо с натуры несколько статей. Большую их часть мне удалось разыскать, и я сейчас выставлю их в преддверии продолжения прошлогодних переговоров - может быть, кому-то будет интересно.
1.Национальные особенности безальтернативных товаров
По сообщениям ИА «Статус-кво», 4 сентября ДК «Газ Украины» - дочерняя компания НАК «Нефтегаз Украины» - приняла решение прекратить подачу газа трем десяткам теплогенерирующих компаний, в том числе – коммунальному предприятию «Харьковские тепловые сети». Накануне харьковский мэр заявил, что тарифы не будут повышены, пока у Харькова нет гарантий, что государство выполнит свои обязательства по социальной защите населения. Вряд ли можно сомневаться, что за действиями ДК стоят требования «РосУкрЭнерго».
Решение было исполнено по отношению к «трем десяткам», за исключением КП «Харьковские тепловые сети». По слухам, определяющую роль здесь сыграли чьи-то личные взаимоотношения.
Когда с месяц тому назад эти же лица отключили ХТС от газоснабжения «за неплатежи», я был довольно сильно удивлен – я хорошо знаю, что уровень платежей населения превысил 98% отметку и вышел на мировой уровень. Откуда же взялись долги?
Этот вопрос недолго оставался без ответа. Дело в том, что цены на газ за 8 месяцев текущего года росли то ли дважды, то ли трижды при неизменном тарифе. Разница до введения новых тарифов должна была покрываться госбюджетом. Но в бюджете денег на это не оказалось. Нет их по сей день. То есть, это долги не Иванова-Петрова-Сидорова, это долги государства, отвечающего по платежам НАК «Нефтегаз Украины» и всех его «дочек». А граждане могут спать с чистой совестью. Спать-то они могут, а помыться – нет. И не только помыться.
Альтернатива существующему положению вещей – введение новых тарифов, которые граждане заведомо не смогут оплатить, без соответствующих гарантий государства по социальной защите. Фактически гражданам Украины предъявлено требование: с 1 октября не пить, не есть, опуститься ниже уровня абсолютной нищеты. Но при этом в поте лица зарабатывать деньги, чтобы расплатиться с ДК «Газ Украины», которая, в свою очередь, заплатит из них швейцарской компании «РосУкрЭнерго», а далее их присвоят несколько наиболее предприимчивых граждан Украины и России. И именно это устроит ДК «Газ Украины».
Ситуация фантастическая. Не было еще в истории такого, чтобы государство загоняло свое население в рабство к иностранной компании, собственниками которой является считанное число его же граждан. За всем этим проглядывает очень веселенькое социально-политическое устройство. Будучи студентом и изучая философию, я задавал себе и преподавателям вопрос: как на следующем витке политической эволюции будет выглядеть рабовладельческий строй? Теперь я такого вопроса не задаю – я вижу ответ на него воочию.
В ответах на вопросы бытия, связанные с работой систем жизнеобеспечения, даваемых представителями всех уровней власти, всегда звучал один и тот же мотив: «Не платите – так чего же вы хотите? Платите – и все будет в порядке!» «Если у вас нет денег на мясо, то вам его никто и не даст. Нет денег – не ешьте мясо! Нет денег – сидите без тепла!» - такова логика некоторых наших очень больших начальников. На первый взгляд, она имеет смысл. Мы, однако, утверждаем, что в ней заложено либо экономическое невежество, либо, мягко выражаясь, лукавство, граничащее с безответственностью высших чиновников по отношению к гражданам и своему делу.
Почему должна идти речь о безответственности? Потому что энергия, хотя и действительно товар, но все же товар особый. Если у человека нет денег на мясо, он найдет ему множество альтернатив. А у энергии, как и у воздуха, без которого, как известно, невозможна жизнь, альтернатив нет. Нет их и у воды. Поэтому совокупность предприятий, производящих эти товары, обобщенно называют жизнеобеспечивающими системами, а обеспечение ими всегда осуществляется как общественное потребление, посредством институтов, по определению регулируемых государством (в отличие от потребления мяса). Эта сфера вмонтирована в рыночную экономику, но все же и ценообразование, и система ее организации носят характер и политический и социальный. Государство в значительной степени существует именно для этого.
Чтобы обосновать эту мысль, не обязательно кончать университеты, достаточно вспомнить азы школьного курса истории Древнего Мира. Первые государства как организационная форма существования цивилизованного общества и в долине Нила, и в междуречье Тигра и Евфрата возникали именно в связи с необходимостью широкомасштабных работ по водоотведению и водоснабжению, в связи с управлением потреблением жизнеобеспечивающего ресурса. Исторически это первая важнейшая функция государства, не менее, а может быть даже более важная, чем вооруженная защита территории. Поэтому, если разлаживаются системы жизнеобеспечения, если люди в массе своей замерзают или не могут пользоваться электроэнергией, то речь идет о разрушении основ цивилизованной жизни, а если невозможна цивилизованная жизнь, то зачем тогда нужно государство?
Поэтому для любого человека, понимающего природу жизнеобеспечивающих систем, ясно, что вопросы надежности и гарантий доступа к энергетическим ресурсам надо вынести за скобки: сначала нужно их обеспечить, и только потом можно разбираться – кто конкретно не платит, сколько, почему, какими должны быть тарифы и т.д. Поэтому чиновник, категорически ставящий условием потребления энергоресурсов их оплату, а тем более предоплату, мягко говоря, дает повод задуматься о его соответствии занимаемой должности. Тогда у нас не будут возникать «веселенькие схемы».
1.Национальные особенности безальтернативных товаров
По сообщениям ИА «Статус-кво», 4 сентября ДК «Газ Украины» - дочерняя компания НАК «Нефтегаз Украины» - приняла решение прекратить подачу газа трем десяткам теплогенерирующих компаний, в том числе – коммунальному предприятию «Харьковские тепловые сети». Накануне харьковский мэр заявил, что тарифы не будут повышены, пока у Харькова нет гарантий, что государство выполнит свои обязательства по социальной защите населения. Вряд ли можно сомневаться, что за действиями ДК стоят требования «РосУкрЭнерго».
Решение было исполнено по отношению к «трем десяткам», за исключением КП «Харьковские тепловые сети». По слухам, определяющую роль здесь сыграли чьи-то личные взаимоотношения.
Когда с месяц тому назад эти же лица отключили ХТС от газоснабжения «за неплатежи», я был довольно сильно удивлен – я хорошо знаю, что уровень платежей населения превысил 98% отметку и вышел на мировой уровень. Откуда же взялись долги?
Этот вопрос недолго оставался без ответа. Дело в том, что цены на газ за 8 месяцев текущего года росли то ли дважды, то ли трижды при неизменном тарифе. Разница до введения новых тарифов должна была покрываться госбюджетом. Но в бюджете денег на это не оказалось. Нет их по сей день. То есть, это долги не Иванова-Петрова-Сидорова, это долги государства, отвечающего по платежам НАК «Нефтегаз Украины» и всех его «дочек». А граждане могут спать с чистой совестью. Спать-то они могут, а помыться – нет. И не только помыться.
Альтернатива существующему положению вещей – введение новых тарифов, которые граждане заведомо не смогут оплатить, без соответствующих гарантий государства по социальной защите. Фактически гражданам Украины предъявлено требование: с 1 октября не пить, не есть, опуститься ниже уровня абсолютной нищеты. Но при этом в поте лица зарабатывать деньги, чтобы расплатиться с ДК «Газ Украины», которая, в свою очередь, заплатит из них швейцарской компании «РосУкрЭнерго», а далее их присвоят несколько наиболее предприимчивых граждан Украины и России. И именно это устроит ДК «Газ Украины».
Ситуация фантастическая. Не было еще в истории такого, чтобы государство загоняло свое население в рабство к иностранной компании, собственниками которой является считанное число его же граждан. За всем этим проглядывает очень веселенькое социально-политическое устройство. Будучи студентом и изучая философию, я задавал себе и преподавателям вопрос: как на следующем витке политической эволюции будет выглядеть рабовладельческий строй? Теперь я такого вопроса не задаю – я вижу ответ на него воочию.
В ответах на вопросы бытия, связанные с работой систем жизнеобеспечения, даваемых представителями всех уровней власти, всегда звучал один и тот же мотив: «Не платите – так чего же вы хотите? Платите – и все будет в порядке!» «Если у вас нет денег на мясо, то вам его никто и не даст. Нет денег – не ешьте мясо! Нет денег – сидите без тепла!» - такова логика некоторых наших очень больших начальников. На первый взгляд, она имеет смысл. Мы, однако, утверждаем, что в ней заложено либо экономическое невежество, либо, мягко выражаясь, лукавство, граничащее с безответственностью высших чиновников по отношению к гражданам и своему делу.
Почему должна идти речь о безответственности? Потому что энергия, хотя и действительно товар, но все же товар особый. Если у человека нет денег на мясо, он найдет ему множество альтернатив. А у энергии, как и у воздуха, без которого, как известно, невозможна жизнь, альтернатив нет. Нет их и у воды. Поэтому совокупность предприятий, производящих эти товары, обобщенно называют жизнеобеспечивающими системами, а обеспечение ими всегда осуществляется как общественное потребление, посредством институтов, по определению регулируемых государством (в отличие от потребления мяса). Эта сфера вмонтирована в рыночную экономику, но все же и ценообразование, и система ее организации носят характер и политический и социальный. Государство в значительной степени существует именно для этого.
Чтобы обосновать эту мысль, не обязательно кончать университеты, достаточно вспомнить азы школьного курса истории Древнего Мира. Первые государства как организационная форма существования цивилизованного общества и в долине Нила, и в междуречье Тигра и Евфрата возникали именно в связи с необходимостью широкомасштабных работ по водоотведению и водоснабжению, в связи с управлением потреблением жизнеобеспечивающего ресурса. Исторически это первая важнейшая функция государства, не менее, а может быть даже более важная, чем вооруженная защита территории. Поэтому, если разлаживаются системы жизнеобеспечения, если люди в массе своей замерзают или не могут пользоваться электроэнергией, то речь идет о разрушении основ цивилизованной жизни, а если невозможна цивилизованная жизнь, то зачем тогда нужно государство?
Поэтому для любого человека, понимающего природу жизнеобеспечивающих систем, ясно, что вопросы надежности и гарантий доступа к энергетическим ресурсам надо вынести за скобки: сначала нужно их обеспечить, и только потом можно разбираться – кто конкретно не платит, сколько, почему, какими должны быть тарифы и т.д. Поэтому чиновник, категорически ставящий условием потребления энергоресурсов их оплату, а тем более предоплату, мягко говоря, дает повод задуматься о его соответствии занимаемой должности. Тогда у нас не будут возникать «веселенькие схемы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий