понедельник, 17 января 2011 г.

Самореализующиеся пророчества

Так называются прогнозы, в самих себе содержащие предпосылки для собственного осуществления.


Нет в этом явлении ни парадоксов, ни оксюморонов. Самореализующиеся пророчества, как и поэзия, – вполне реально “существуют – и ни в зуб ногой!”. Хотя поэзии в них, к сожалению, как кот наплакал.


В нашем Харькове долгое время (до переезда в Киев в 1961 году) жил и работал Народный артист УССР Михаил Федорович Покотило. Он оставил по себе добрую и зачастую забавную память. Одна из его забавных притч, которых был он большой любитель, относится как раз к теме статьи:


“Отож, бува сни, що збуваються, а бува сни, що не збуваються. Бува, присниться, що повна кишеня грошей, лап-лап – а нема! А бува присниться, що повнi штани, лап-лап – i e!” 


Всю вторую половину минувшего чудовищного лета и начало осени автор с тревогой – но в равной степени и с интересом – наблюдал эволюцию цен на продукты питания, “мотая на ус” ее характерные детали. Очень уж характерные. Теперь настало время обобщить эти наблюдения и поделиться добытым сокровищем с читателями.


А из этих наблюдений угадывается-вырисовывается такой, можно сказать, типичный сценарий. Кто-то, остающийся неизвестным, проводит, допустим, брифинг для журналистов. Для них на сцену выпускается некто, скажем, представляющийся большим авторитетом по гречихе. Насколько он “большой” и насколько “авторитет”, никто не проверяет, может он и сам той гречихи ни разу в жизни в глаза не видел, но это не имеет значения. Для него эта гречка – ресурс, который лежит у него на складах и из которого и ему и организаторам брифинга очень хочется извлечь максимум выгоды, а вообще-то он Никто и звать его Никак. Допустим, “голова” какой-нибудь агроассоциации со статусом общественной организации и подходящим названием. Он не состоит на госслужбе и за свои слова не отвечает. Но он их произносит, а “акулы пера” тянут к нему свои диктофоны, ведь для них эти слова – золотые.


Какие же это слова? “Мало посiяли”… “Спека побила”… “Дощом залило”… “Нема гречки”… “Мабуть доведеться цiни пiднiмати”… Последнее – как бы между прочим. Но это и есть всем понятный главный сигнал, координирующий действия гречишного сообщества, и его все шустро бросаются исполнять. Тем более, что то ли послушные, то ли наивные СМИ содержание брифинга “довели” до самых широких масс, стимулируя потребительский ажиотаж. 


И исполняют до тех пор, пока жена премьера не спросит за завтраком: “Слушай, Коля, а чего это у нас гречка дорожает?.. Уже 16 за килограмм, дороговато…” И тут уже премьер собирает журналистов. Откуда шухер?? Кто сказал?? Да есть у нас гречка, есть… Ну, меньше ее выросло, но ведь на чуть-чуть! Нет оснований для подорожания, нет их.


Но черное дело уже сделано – цены выросли, и их теперь даже Антимонопольный комитет палкой не собьет. Недавно он распорядился снизить цены на курятину и молочные продукты – ну и как, снизил?


Так работает самореализующееся пророчество. Люди куда охотнее откликаются на любую координацию их собственных желаний и начинаний, чем на пусть даже благостное принуждение, от кого бы оно ни исходило. Этот принцип и есть тот простейший механизм типа “храповик и собачка”, который делает легким социальное движение в одну сторону и практически невозможным – в другую. 


Поэтому государство только тогда может быть успешным в законодательном обеспечении проектов на будущее, когда это законодательство построено по типу самореализующегося пророчества, не столько даже обеспечивая, сколько стимулируя зацепления “храповиков и собачек”, ведущие к реализации нужного проекта. Если же это не получается, то либо проект плох, либо законодатель никуда не годится. 

Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок