Свято место
До чего ж, все-таки, точна поговорка: «свято место пусто не бывает». Был, например, в Советской Армии институт политруков. Замполитов и т.д. Тех самых, которым говорили: «Вам, товарищ капитан, просто. Рот закрыл – и рабочее место убрано». Казалось, - ушел навсегда? Не тут-то было…
Год-два назад пресс-служба Минобороны сообщила о том, что Министерство обороны и представители семи церквей и религиозных организаций договорились о пастырской опеке над военнослужащими Вооруженных сил.
Минобороны и официальные представители Украинской православной церкви (Московский патриархат), Украинской православной церкви Киевского патриархата, Украинской греко-католической церкви, Римской католической церкви, Украинской автокефальной православной церкви, Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов и Духовного управления мусульман Украины подписали соответствующий меморандум.
Этим меморандумом предусматривалось создать Совет по делам пастырской опеки над военнослужащими ВС, как консультативно-совещательный орган при оборонном ведомстве. Заключая меморандум, Министерство обороны преследовало (или говорило, что преследует) цель «поэтапно внедрить в Вооруженных силах эффективную систему пастырской опеки и создать институт военного духовенства (капелланов)». Ну, и тут же – дефиниция: военное духовенство - священнослужители, приписанные непосредственно к воинским частям для удовлетворения духовных потребностей военнослужащих.
А как быть с тем, что у нас одних только православных церквей три (!), да католики, да греко-католики, а там и вовсе нехристианские конфессии… От каждой церкви по посланцу Божьему? И как это, спрашивается, все эти шаманы будут по очереди камлать, или станут совместной молитвой солдатикам чакры оттопыривать?
Сначала казалось, что это “божественное начинание” связано исключительно с президентством В. Ющенко, с его демонстративной набожностью, и уйдет вместе с ним. Ан нет! Дело движется, последние новости читать вот здесь: http://www.mignews.com.ua/ru/articles/28257.html. В том, что в свое время ксёндзы хорошо за пана Козлевича взялись, нет ничего удивительного, у Козлевича хоть “Антилопа гну” была, – завидное богатство, – а чего они прицепились к украинскому Президенту?? Или между Андреевичем и Федоровичем и впрямь разница невелика?
Читаешь и чувствуешь что-то до боли знакомое, и, уже держась за живот от хохота, вспоминаешь: как же, как же! Фельдкурат Отто Кац – один из колоритнейших персонажей Ярослава Гашека, «приписанный» к части как раз для удовлетворения «духовных потребностей» солдатиков Франца-Иосифа! Как раз оттуда – из тех мест и из той эпохи – идет к нам из-за Карпат, подзадержавшись и размножившись там, «великая культура» покойной Австро-Венгрии, насаждавшаяся ушедшей властью через бандеровскую украинизацию. Присмотримся к ней, ведь «Бравый солдат», можно сказать - зарисовка с натуры.
Вот бессмертный фельдкурат читает проповедь в гарнизонной тюрьме:
«...Тернистый путь греха – это, болваны вы этакие, путь борьбы с пороками. Вы, блудные сыны, предпочитающие валяться в одиночках, вместо того чтобы вернуться к отцу нашему, обратите взоры ваши к небесам и победите. Мир снизойдет в ваши души, хулиганы... Я просил бы там, сзади, не фыркать! Вы не жеребцы и не в стойлах находитесь, а в храме божьем. Обращаю на это ваше внимание, голубчики... Так где бишь я остановился? Ja, liber den Seelenfrieden, sehr gut!/ Да, насчет мира душевного, очень хорошо! (нем.)/ Помните, скоты, что вы люди и должны сквозь темный мрак действительности устремить взоры в беспредельный простор вечности и постичь, что все здесь тленно и недолговечно и что только один бог вечен. Sehr gut, nicht wahr, meine Herren?/ Очень хорошо, не правда ли, господа? (нем.)/ А если вы воображаете, что я буду денно и нощно за вас молиться, чтобы милосердный бог, болваны, вдохнул свою душу в ваши застывшие сердца и святой своею милостью уничтожил беззакония ваши, принял бы вас в лоно свое навеки, и во веки веков не оставлял своею милостью вас, подлецов, то вы жестоко ошибаетесь! Я вас в обитель рая вводить не намерен... Ведь вы же солдаты, а не какие-нибудь балбесы штатские, и вести себя должны, как полагается солдатам, хотя бы и в церкви. Займитесь, черт побери, поисками бога, а вшей будете искать дома! На этом, хулиганье, я кончил и требую, чтобы во время обедни вы вели себя прилично, а не как прошлый раз, когда в задних рядах казенное белье обменивали на хлеб и лопали этот хлеб при возношении святых даров… Ну, а теперь, подлецы, можете идти домой. Конец. Я заметил, что вы не проявляете той набожности, которую подобало бы проявить в церкви перед святым алтарем. Хулиганы! Перед лицом всевышнего вы не стыдитесь громко смеяться и кашлять, харкать и шаркать ногами... даже при мне, хотя я здесь вместо девы Марии, Иисуса Христа и бога отца, болваны! Если это повторится впредь, то я с вами расправлюсь как следует. Вы будете знать, что существует не только тот ад, о котором я вам позапрошлый раз говорил в проповеди, но и ад земной! Может быть, от первого вы и спасетесь, но от второго вы у меня не отвертитесь. Abtreten!».
В каждой профессии есть определенная житейская философия, служащая оправданием ей. Есть она и в профессии фельдкурата (пардон, - капеллана). Ей можно следовать с разной степенью лицемерия, но, как следует из диалога двух фельдкуратов, просвечивает она всегда:
- Вы не верите в непорочное зачатие девы Марии, не верите, что палец святого Ионна Крестителя, хранящийся у пиаристов, подлинный? Да вы вообще-то верите в бога? А если не верите, то почему вы фельдкурат?
- Дорогой коллега,- ответил Кац, снисходительно похлопав его по спине,- пока государство признает, что солдаты, идущие умирать, нуждаются в благословении божьем, должность фельдкурата является прилично оплачиваемым и не слишком утомительным занятием. Мне это больше по душе, чем бегать по плацу и ходить на маневры. Раньше я получал приказы от начальства, а теперь делаю что хочу. Я являюсь представителем того, кто не существует, и сам играю роль бога. Не захочу кому-нибудь отпустить грехи – и не отпущу, хотя бы меня на коленях просили. Впрочем, таких нашлось бы чертовски мало.
- А я люблю господа бога, - промолвил набожный фельдкурат, начиная икать,- очень люблю!.. Дайте мне немного вина. Я господа бога уважаю,- продолжал он. - Очень, очень уважаю и чту. Никого так не уважаю, как его!
Он стукнул кулаком по столу так, что бутылки подскочили».
Если же вернуться к параллели с политруками, положение капелланов куда лучше. Они ведь даже в страшном сне не смогут услышать приказ «Капелланы, вперед!!»
Аминь.
Тэги: Бог, посланец Божий, капеллан, фельдкурат, бутылка
Комментариев нет:
Отправить комментарий