среда, 7 апреля 2010 г.

Конец отопительного коммунизма

Проблемы автономного отопления
  
Интересно бы посмотреть на аэрофотоснимок городской территории, сделанный на пленку, чувствительную в инфракрасном свете: наверное, по нему можно составить детальную карту городских теплосетей. Между тем, при нормальном состоянии их теплоизоляции такого не должно быть.

Наверное, наилучшей характеристикой плачевного состояния наших тепловых сетей служат парящие черные полосы протаявшей земли над теплотрассами, зимой вполне доступные непосредственному наблюдению. Можно догадываться, что в таких местах не только отсутствует теплоизоляция на трубах, но и имеют место протечки теплоносителя. И задать вопрос: что же отапливают теплогенерирующие предприятия – жилые и нежилые помещения или мировое пространство?

Во всяком случае, автору попадались в прессе утверждения, что, если бы не грандиозные утечки тепла из сетей, населению оно обходилось бы в 2-3 раза дешевле. К сожалению, не могу привести прямую ссылку. Но могу процитировать председателя Ассоциации теплотехнических компаний Украины (она объединяет участников украинского рынка автономного отопления) Виталия Яковенко. В интервью, данном корреспонденту ubr.ua в конце прошлого года, он сообщил, что


«На 1 км украинских тепломагистралей ежегодно приходится по 7 аварий. В Киеве еще в прошлом году ежедневно фиксировали по 10 прорывов труб, сейчас – 34. В большинстве квартир украинского жилого фонда температура воздуха не превышает 15 градусов - при том, что на улице пока - плюс. Коммунальщики не рискуют сильнее прогревать помещение; ибо тепломагистрали изношены.Если в среднем в 2000, 2001, 2003-м году менялось по несколько тысяч километров тепломагистралей, менялось где-то 2, 2,5, 3 тысячи котлов, больших городских котлов, из городских котельных, то есть статистика, которая предоставлена тем же Министерством ЖКХ: 2009-й год – заменено всего 58 котлов, и заменено-отремонтировано порядка 600 км тепломагистралей».

Эти печальные наблюдения и цифры статистики (их причину долго искать не стоит – ЮВТ до предела урезала местные бюджеты, из которых финансируется ЖКХ) лишь подтверждают все чаще звучащую мысль: доставшемуся нам в наследство от СССР построенному на централизованном теплоснабжении отопительному коммунизму приходит конец. И если не развивать альтернативу ему – автономное отопление – этот конец будет оглушительным. Давайте вспомним Алчевск и поймем, что, если в одну неблагополучную зиму возникнут десятки Алчевсков (а такая вероятность год от года растет), в стране просто не хватит ресурсов, чтобы противостоять столь большой техногенной катастрофе.

Надо понять, что Украина НИКОГДА не сможет воссоздать центральное отопление советских времен, которое и придумать-то можно было только при даровых энергоресусах. Поэтому его автономизации просто нет альтернативы. Тем более, что среди населения есть уже не такая малая доля тех, кому надоело мерзнуть при 12-15 градусах и кто готов инвестировать собственные деньги в собственное жилье, оборудовав его автономной отопительной системой.

По большому счету, это довольно простая процедура: в квартиру на кухню ставится газовый котел, в стене пробивается дырка для его «выхлопной трубы» - затем батареи центрального водяного отопления отрезаются от домовой системы и подключаются к новому источнику. Если котел «двухконтурный» - то в жилище появляется еще и своя горячая вода. Стоит эта простота довольно дорого – Виталий Яковенко называет сумму в 7-8 тысяч гривен. Процентов 30, если не больше, в этой сумме занимает стоимость всевозможных «справок», «проектов», «заключений» – за получение которых соответствующие конторы дерут с граждан очень неплохие деньги. Тем не менее, люди идут на эти расходы. И – не только те, у которых есть «лишние» деньги – в последнее время «отрезаются» от общей теплосети даже пенсионеры. Но! “Отрезаться” стало не так-то просто! Нет, категорического запрета на это нет – это ваше законное право. Оно предусмотрено пунктами 2 и 25 «Правил предоставления населению услуг центрального отопления, водо-, теплоснабжения и водоотведения…», утвержденных Постановлением Кабинета Министров Украины № 630 от 21.07.2005 г. Но правительство ЮВТ в 2007 г. “отрегулировало” это право так, что воспользоваться им вы можете только совместно с остальными жильцами дома, т.е., если в доме примерно сотня квартир, то практически – никогда.

Почему же? Жилкоммунхозовские чиновники от ЮВТ опубликовали множество глупых объяснений, вплоть до того, что “на самом деле” автономизация отопления не улучшает его, а ухудшает. Единственное среди них, с инженерной точки зрения достойное внимания, состоит в том, что при хаотическом “самоотрезании” в многоквартирном доме могут образоваться отдельные “застойные” квартиры, в которых ухудшается циркуляция теплоносителя. Это важное (но не обязательное!) обстоятельство. И ему есть что противопоставить. Дело в том, что вся городская жилая застройка в стране производилась по небольшому числу типовых проектов, и сегодня (при желании, конечно) можно создать столь же небольшое число компьютерных моделей отопления различных типов домов (это недорого), с помощью которых можно в несколько кликов “мышки” определить последствия “отрезания” той или иной квартиры для всех остальных квартир, и пользоваться этой моделью при выдаче разрешения на установку автономного отопления. Это грамотный цивилизованный подход к проблеме. Но “не пущать” – проще.

Впрочем (так думается), дело даже не в этом. А в том, о чем тимошенковские чиновники предпочитали помалкивать. В “автономизировавшейся” квартире растет потребление газа примерно втрое. А цены на газ для населения и промпредприятий отличаются примерно в 2 раза. Двойное ценообразование, конечно, не самое нормальное явление в экономике, и оно ведет к тому, что продавцы газа стремятся снизить объемы продаж “дешевого” газа, тем более, что при этом падают объемы продаж дорогого. Вот и вся разгадка негативного отношения к автономному отоплению “сверху”.

Куда развивается ситуация? Повидимому, фактический запрет на установку автономного отопления является незаконным. Это подтвердил Окружной административный суд г. Киева, Постановлением которого №2/34 от 09.06.2008 г. по иску Палеха Алексея Ивановича к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунально¬го хозяйства Украины, Приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины №169 от 06.11.2007 г. «Об утверждении изменений в Приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины №4 от 22.11.2005 г.» признан НЕЗАКОННЫМ. Как утверждает Виталий Яковенко, суды, в которых граждане обжалуют запреты на “автономку”, практически повсеместно выносят решения в их пользу. Таких решений существуют уже тысячи. А интернет-юристы объясняют гражданам, что, поскольку у большинства граждан нет никаких договоров с «Теплокоммунэнерго», то нет и никаких обязательств перед ними. Объясняют и то, что фактически на сегодняшний день жильца, самостоятельно (без соответствующего разрешения) отключившегося от центрального теплоснабжения, привлечь к какой-либо ответственности невозможно. Следовательно, “владелец квартиры вправе обратиться в «Теплокоммунэнерго» (или ЖЭК) с заявлением об отключении его квартиры от центрального теплоснабжения. В случае отказа или оставления заявления без ответа можно отключиться от отопления самостоятельно, уведомив «Теплокоммунэнерго» (ЖЭК) об отключении и предложив прийти убедиться в этом в любое удобное время, предварительно согласовав время и дату посещения. В случае нового игнорирования вашего уведомления необходимо составить акт об отключении, подписать его тремя соседями и один экземпляр акта направить в «Теплокоммунэнерго». А второй хранить у себя. Этот акт будет подтверждением даты отключения вашей квартиры от центрального теплоснабжения”, советует юрист О. В. Коваленко.

Это – то, что назревает снизу. Социальный протест без флагов и демонстраций. Вот в такой “гвидоновской” форме – вышиб дно и вышел вон. А сверху назревает давно перезревшая реформа ЖКХ, обойтись без которой, как становится все очевиднее, невозможно. И если она сведется к механическому повышению тарифов на газ для населения (о чем уже параллельно с обещаниями “сделать все зависящее” говорят в правительстве), это станет моментом сильнейшего разочарования в новой власти, минимизировать которое можно только предоставлением в руки граждан инструментов личного влияния на эффективность использования энергоносителей и их экономию.

Обобщая, можно сказать, что одним из центральных моментов реформы ЖКХ правительство должно сделать привлечение к ней инвестиционного потенциала населения, и тогда оно будет иметь в его лице партнера, а не противника.

© Copyright Тырнов Валерий Федорович (valeryj@mail.ru). 

Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок