Говорят, что искусство прогностики состоит в выдумывании максимально общих и темных фраз, которые по прошествии времени могли бы истолковываться практически как угодно.
Поэтому много лет назад серьезные интеллигентные люди, выписывавшие и даже читавшие «Иностранную литературу» (замечательный в те годы журнал) были немало удивлены, когда в 61 (или в 62?) году журнал опубликовал предельно конкретные прогонозы экспертов «Рэнд корпорейшн»: дата первой высадки на Луну, первой пересадки сердца, пуска термоядерного реактора и т.д. Конечно, на даты нужно было смотреть лишь как на некие усредненные ориентиры, и все же эта публикация многих удивила – как так можно… А потом прогнозы начали сбываться: первым сбылся прогноз относительно высадки на Луну. Оказалось, что можно.
В общем, что касается науки и техники, нострадамусы из «RC» напророчили, в основном, правильно. Труднее оказалось пророчествовать относительно социального прогресса.
Дело здесь тогда представлялось примерно так: Запад идет по пути предоставления своим гражданам социальных гарантий, социалистические же страны – по пути расширения прав и свобод человека, а в конце ХХ века произойдет постепенное безболезненное слияние двух первоначально полярных и даже враждебных друг другу социально-экономических систем. В этом состояла концепция конвергенции (сближения) социализма и капитализма. Одним из ее наиболее ярких авторов и приверженцев был русский социолог Питирим Сорокин, еще в 20-х годах «откочевавший» в Америку. Всеобщие выборы первого Мирового Парламента «нострадамусы» назначили примерно на 2025-50 год…
Ходил тогда такой анекдот. Маленькая девочка спрашивает у папы, кто придумал социализм. «Рабочие и крестьяне» - отвечает папа. «Оно и видно. Ученые сперва бы на мышках попробовали…» Рабочих и крестьян в этом анекдоте незаслуженно обидели, но дело не в том. Дело в том, что и о капитализме можно было (и сейчас можно) рассказывать точно такой же анекдот, заменив рабочих и крестьян, скажем, либеральной буржуазией.
«На мышках» - никому не помешало бы. Однако ученые и политики произошли от разных обезьян. Если предком ученых была умненькая смирная и любопытная шимпанзе, то политики произошли от агрессивного ражего орангутанга, поэтому сценарию конвергенции не суждено было состояться. Было жесткое «соревнование», сопровождавшееся беспрецедентным наращиванием военной мощи и запасов оружия массового поражения, «оборонительные» доктрины, базировавшиеся на концепциях «гарантированного уничтожения», было достижение социалистической планово-распределительной экономикой естественных пределов роста, нежелание политических руководителей социализма признать этот печальный факт, нарастание недовольства, настойчивое продвижение западной пропагандой в умы граждан соцстран мысли, что «империя зла должна погибнуть», и все это разрешилось стихией «бархатных» революций и катастрофическим распадом СССР.
Но «бархат» бархатом, а стихия все-таки есть стихия. Издержки этого процесса оказались очень большими. На самом деле они даже гораздо больше, чем простые материальные выгоды, упущенные вследствие развязывания бессмысленной гонки вооружений и омертвления гигантских капиталов. Потому что во все ТЕ годы на планете происходил «демографический взрыв» - ее население увеличилось а 5-6 раз, и люди, чья жизненная позиция, чей образ мыслей формировали общее направление социальных устремлений во второй половине ХХ века, стали представлять собой абсолютное и к тому же стремительно сокращающееся меньшинство. Пятнадцать лет назад они еще полагали, что оказывают существенное влияние на текущие процессы, но на самом деле весь этот «бархат» конструировался уже не ими. На смену им пришли другие люди, с другим жизненым опытом, из которого они извлекли другие уроки на будущее.
Здесь я хотел бы сделать отступление и поговорить о том, что может означать произошедший рост населения. Я не хочу никого пугать призраком конца света, но представьте себе головку сыра, в центре которой завелись маленькие существа. Они грызут ее изнутри, размножаются и расселяются по внутренней ее поверхности, растущей вместе с "народонаселением", и считают этот рост неотменимым, необратимым, неизбежным и закономерным прогрессом своего мира, но вдруг прогрызают последний слой, и видят, что дальше - пусто. Пусто и там, где они грызли вчера. Ну, не совсем пусто. Есть там еще сыр, есть. Но – твердый! Чтобы его грызть, уже в помощь зубам нужны какие-то инструменты и т.д. А за это надо заплатить определенную цену.
Вообще, все наше развитие сопряжено с преодолением некоторой последовательности пределов роста, одновременно являющихся порогами новых эпох, их «входными дверями», и в каждой из этих дверей стоит некий «демон», требующий входную плату. Нечем платить – и новая эпоха никогда не наступит. По крайней мере, ЭТА новая эпоха.
Я думаю, не составит труда представить себе, что железо на нашей планете залегает не так, как оно залегает на самом деле, а всегда на большой глубине. Тогда не только стоимость его изъятия окажется неизмеримо выше, но и само знакомство с ним как с веществом становится проблематичным. А это уже совсем другая жизнь, другая техника и другая история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий