среда, 23 ноября 2011 г.

Стулья и деньги

“Кидаловская” экономика

– Утром стулья – вечером деньги. Можно наоборот: вечером стулья, а утром деньги. Но только в таком порядке.
И. Ильф и Е. Петров, Двенадцать стульев.


Мир полон движения. Не только того, которое мы видим глазами или регистрируем приборами. Кто-то продал машину, кто-то ее купил. Кто-то сдал жилье в аренду, кто-то его снял. Вещи переходят из рук в руки, движутся. Это приводит к переменам, и эти перемены – к лучшему. Потому что они совершаются в соответствии с желаниями людей. Поэтому каналы такого движения желательно держать максимально свободными, их несвободность – препятствие для исполнения наших желаний, помеха “в жизни и творчестве”. Но что в них делается на самом деле?

Для того, чтобы что-то, скажем, купить, его сначала надо найти. Для поиска служат рекламные издания. Когда говорят, что реклама – двигатель прогресса, это, в общем-то, правда. Только при этом, как правило, забывают добавить определение – добросовестная реклама. Если же реклама недобросовестна…

У моих друзей нет собственной квартиры. Они живут в арендованном жилье, и время от времени его приходится менять. Недавно они переживали как раз такой момент и поделились его перипетиями.

Перипетии начинаются с приобретения какого-нибудь популярного рекламного издания – скажем, газеты “Премьер”.  Там объявлений о сдаче жилья – воз и маленькая тележка. И цены… Согласитесь, цена аренды двухкомнатного дома со всеми удобствами в 650-1000 гривен может быть названа более чем гуманной. Нет, цены в 2 тысячи тоже попадаются, но они в общей массе кажутся не более чем неприятной аномалией у перебравших через край жадности людей. В общем, на первый взгляд предложение практически безгранично и задача снять подходящее жилье кажется решаемой легко и непринужденно. И кажется, что есть только две категории сдающих – хозяева и агенты по недвижимости, других продающих субъектов вроде бы нет. Но это только на первый взгляд.

Их телефон… Телефон очень редко бывает телекомовским, почти всегда – мобилка. Но тут уж – мало ли что! Давайте попробуем. Вот здесь, по этому объявлению сдается  привлекательная малогабаритка на Павловом поле со свежим ремонтом за 700 гривен в месяц. Звоним.

– Сдаете?
– Сдаем.
– Вы агент или хозяин?
– Агент.

В этом, в самом по себе, ничего необычного нет – к услугам агента, берущего на себя всю самую черную работу, люди прибегают часто. Особенно – занятые люди.

– Посмотреть можно?
– Да, конечно, приезжайте.

И вам назначают встречу. Под благовидным предлогом – на улице. Скорее всего, чтобы не беспокоить хозяев. Вы приезжаете в договоренное место, обнаруживаете, что агентов двое (один с такой функцией, как показ квартиры, – ну, никак не справляется). И вы слышите по смыслу следующее: интересующая вас квартира здесь, рядом, но без денег ее посмотреть нельзя.

– Мы без предоплаты не работаем. С вас 400 гривен.

Вот он, важнейший остапбендеровский момент – передача денег – ДО того или ПОСЛЕ?.. “После”  иначе называется “по факту вселения” и тогда здесь все чисто и быстро: один клиент получает квартиру, другой – жильцов, агент получает заработанный законный гонорар. Но если предоплата, то возможны варианты. Конечно, некоторые и по предоплате умудряются работать не за страх, а за совесть, а некоторые… Наверное, не случайно некоторые объявления висят на газетных полосах неделями. Самый плохой из вариантов – вы эту квартиру не только не снимете, но даже не посмотрите. Приговаривал Балда с укоризною – не гонялся бы ты, поп, за дешевизною.

Вы можете сказать, что это следствие безработицы. Не хватает рабочих мест, вот люди и пускаются во все тяжкие, чтобы хоть как-то обеспечить себя и семью. Так одна моя знакомая убеждала меня, что сомалийские пираты – это бывшие бедные сомалийские рыбаки, у которых весь их улов перехватили хищные американцы со своми суперсовременными рыболовными судами.

Но… не совсем это все так или даже совсем не так.  Присмотритесь к объявлениям в том же “Премьере”. На сотню “дешевых” приходится лишь несколько “дорогих”. Вот в этих последних и указана более-менее реальная цена А низкие цены – морковка. Не то для кроликов, не то для баранов. Так что – все жулики?

Нет. И агенты, работающие по предоплате – не какие-то “пираты”, набегом вторгшиеся в риэлтерский бизнес, это лишь низший слой целой системы, имеющей управленческую структуру, штаты, офисы, налогообложение, т. е. – все законно, серьезно и солидно, но… малоэффективно в том смысле, что добавленная стоимость в этом обороте огромных в общем-то ресурсов невелика. Они крутятся как бы вхолостую.

И дело лишь в том, что человек, получивший деньги вперед, лишается значительной части стимула, побуждающего его к деятельности: за деньги, полученные вперед, он работает с гораздо меньшим энтузиазмом и,– соответственно,– результатом. Таким образом, момент перехода денег из рук в руки, – это системный фактор, в значительной степени предопределяющий эффективность системы. Ну, а что такое “эффективность”, это для каждой системы – своя песня.

А поскольку чуть ли не каждый из нас что-то покупает и продает, этот фактор является массовым и потому от него может сильно зависеть развитие экономики в целом. Возможно, в интересах общей эффективности экономики этот фактор в широком ряде случаев стоит отрегулировать законодательно. Например, в контрактом праве. Правда, контрактное право Украины, сколько помнится, до сих пор остается принадлежностью ее эфемерной будущности.

Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок