Частники летят в космос
Суетно мы живем. Политические интриги и заботы о выживании занимают нас больше, чем далекие звезды. Мы не помним слов Канта “Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над моей головой и нравственный закон во мне”. Мы живем, как в одесском анекдоте эпохи застоя, в котором под звуки орудийного салюта распахиваются окна. “Что, Брежнев приехал?” “Нет, мясо привезли!”
И в этих гнетущих, приземляющих нас заботах мы становимся невосприимчивыми к событиям, касающимся звезд, а не мяса. Между тем, такие события случаются. 24 октября нынешнего года глава компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон официально открыл в пустыне штата Нью-Мексико первый в мире частный космодром “Америка”, который сможет отправлять в полет и принимать на посадку суборбитальные и орбитальные челноки.
Ричард Брэнсон, английский миллиардер и бизнесмен, начинавший бизнес-карьеру из бедности и безвестности, свою книгу, посвященную его принципам и методам ведения бизнеса, озаглавил так: “К черту все, берись и делай!” Этот полный энергии и оптимизма девиз, которому он следовал всю жизнь, вывел его в число богатейших людей и первых частных покорителей космоса. Этот проект Брэнсона обошелся инвесторам в 209 млн долл., но на первые же полеты суборбитального челнока SpaceShipTwo уже записались 380 человек, что позволило собрать более 50 млн долл.
Второй человек, без которого проект не мог бы быть осуществлен – это также всемирно известный авиаконструктор и спортмен Берт Рутан. Его спорт – кругосветные путешествия на самолетах собственной конструкции, здесь ему принадлежит множество достижений. И “матчасть” компании Брэнсона – детище его инженерного таланта. Эту “матчасть” вживую увидели 24 октября гости и участники процедуры открытия – около 800 человек, в том числе губернатор штата Нью-Мексико Сюзана Мартинес, побывавший на Луне астронавт Базз Олдрин и некоторые будущие пассажиры Virgin Galactic, которые уже приобрели билеты в космос: самолет-матка с подвешенным под ним челноком взлетел со взлетно-посадочной полосы космодрома, пролетел над ней и приземлился.
Спрашивается, почему частный бизнес находит свою нишу в космической отрасли – ведь против этого можно привести довольно много аргументов? Прежде всего потому, что частный бизнес эффективнее государственных проектов. Такие организации как НАСА или Роскосмос работают в условиях практически открытого бюджета: государство дает им столько, сколько они попросят. Это порождает заметную и постоянно растущую расточительность, с которой государство в конце концов устает бороться и соглашается с переходом значительных фрагментов космических отраслей в частные руки – частники сделают это дешевле. И намного дешевле. Экономика – основной фактор, расширяющий площадку для частного бизнеса в космосе. Здесь еще раз проявила себя общая схема продвижения инноваций: супердорогостоящие фундаментальные исследования и разработки не под силу частному бизнесу, это дело государства. Но когда мавр свое дело сделал, он может чуть-чуть подвинуться.
С месяц тому назад NASA дала добро на объединение двух тестовых полетов, проводимых компанией SpaceX – создателем корабля Dragon. Эта компания принадлежит американскому миллионеру Элону Маску. Ранее он тоже не был ни богатым, ни известным, работал в сфере IT-технологий и снискал всемирную славу, создав в Интернете платежную систему Pay Pal. Не менее широко он известен и как человек, создавший единственный в мире успешный на рынке электромобиль Tesla Roadster.
В итоге грузовой космический корабль будет выведен на орбиту ракетой-носителем средней грузоподъемности Falcon 9, которая также была создана специалистами SpaceX. Стыковка с орбитальной космической станцией МКС намечена на 7 декабря. В настоящее время первая и вторая ступени ракеты находятся на стартовой площадке компании SpaceX на космодроме космического центра имени Кеннеди. Судя по публикуемым фотографиям, ракеты Маска имеют оригинальную компоновку – это три по горизонтали (а не по вертикали) состыкованных пакета.
Компания SpaceX заключила контракт с NASA на осуществление 12 полетов космических грузовиков Dragon к МКС. Цена контракта составляет 1,6 миллиарда долларов. Аналогичный контракт, только на сумму 1,9 миллиарда долларов, был заключен между Американским космическим агентством и компанией Orbital Sciences. Эта компания занимается разработкой грузового космического корабля Cygnus и ракеты-носителя Taurus 2.
Грузовые космические перевозки – это уже совсем иная ниша для бизнеса, в корне отличная от космического туризма. В ближайшие годы – надо полагать – мы станем свидетелями проникновения частной инициативы и в другие ниши.
… 1 ноября 2011 года Верховная Рада Украины рассмотрела представленный Кабинетом Министров законопроект № 8723 от 24 июня 2011 г. "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации". За принятие законопроекта проголосовали 213 народных депутатов из минимально необходимых 226. Законопроектом предлагалось в ряду других снять ограничения на приватизацию предприятий НКАУ (Национальное космическое агентство Украины), предприятий авиационной промышленности и т.д.. Таким образом, закон, часто называемый законом о повальной приватизации – не прошел. Предприятия аэрокосической отрасли переходить в частные руки не будут. По крайней мере – пока. Это не значит, что частнопредпринимательская деятельность в космосе попадает под автоматический запрет. Ведь и “космические” частные предприятия в США их владельцы тоже не из государственных активов получили – они создавали их, как у нас говорят, своим умом и своим умением. Этот путь любителям космоса не заказан и в Украине. Но для него есть два серьезных препятствия. Первое из них – дефицит инвестиционных ресурсов, отсутствие больших свободных денег в стране. Оно преодолевается (отчасти) привлечением иностранных инвестиций, но кто ж сюда всерьез придет – при украинской политической нестабильности и бизнес-среде, привыкшей к коротким деньгам. Да и (что еще важнее) национальная гордость в украинском государстве не есть предмет первой необходимости.
Возвращаясь к теме приватизации предприятий НКАУ, следует сказать, что попытки вывести ее из-под запрета длятся уже несколько лет. Соответствующий законопрект попадает на голосование Верховной Рады не в первый раз. Это значит, что существуют чрезвычайно влиятельные силы, заинтересованные в такой приватизации. И нет никакого сомнения в том, что законопроект, если не в следующий раз, то через раз, – будет проголосован. А тогда весь этот огромный комплекс до сих пор чудом сохраняющих жизнеспособность аэрокосмических предприятий ожидает участь всех остальных приватизированных объектов оборонного значения – ползучее перепрофилирование, в том числе и путем развала их на большое число отдельных самостоятельных уже не имеющих отношения к космосу производственных ячеек.
Суетно мы живем. Политические интриги и заботы о выживании занимают нас больше, чем далекие звезды. Мы не помним слов Канта “Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над моей головой и нравственный закон во мне”. Мы живем, как в одесском анекдоте эпохи застоя, в котором под звуки орудийного салюта распахиваются окна. “Что, Брежнев приехал?” “Нет, мясо привезли!”
И в этих гнетущих, приземляющих нас заботах мы становимся невосприимчивыми к событиям, касающимся звезд, а не мяса. Между тем, такие события случаются. 24 октября нынешнего года глава компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон официально открыл в пустыне штата Нью-Мексико первый в мире частный космодром “Америка”, который сможет отправлять в полет и принимать на посадку суборбитальные и орбитальные челноки.
Ричард Брэнсон, английский миллиардер и бизнесмен, начинавший бизнес-карьеру из бедности и безвестности, свою книгу, посвященную его принципам и методам ведения бизнеса, озаглавил так: “К черту все, берись и делай!” Этот полный энергии и оптимизма девиз, которому он следовал всю жизнь, вывел его в число богатейших людей и первых частных покорителей космоса. Этот проект Брэнсона обошелся инвесторам в 209 млн долл., но на первые же полеты суборбитального челнока SpaceShipTwo уже записались 380 человек, что позволило собрать более 50 млн долл.
Второй человек, без которого проект не мог бы быть осуществлен – это также всемирно известный авиаконструктор и спортмен Берт Рутан. Его спорт – кругосветные путешествия на самолетах собственной конструкции, здесь ему принадлежит множество достижений. И “матчасть” компании Брэнсона – детище его инженерного таланта. Эту “матчасть” вживую увидели 24 октября гости и участники процедуры открытия – около 800 человек, в том числе губернатор штата Нью-Мексико Сюзана Мартинес, побывавший на Луне астронавт Базз Олдрин и некоторые будущие пассажиры Virgin Galactic, которые уже приобрели билеты в космос: самолет-матка с подвешенным под ним челноком взлетел со взлетно-посадочной полосы космодрома, пролетел над ней и приземлился.
Спрашивается, почему частный бизнес находит свою нишу в космической отрасли – ведь против этого можно привести довольно много аргументов? Прежде всего потому, что частный бизнес эффективнее государственных проектов. Такие организации как НАСА или Роскосмос работают в условиях практически открытого бюджета: государство дает им столько, сколько они попросят. Это порождает заметную и постоянно растущую расточительность, с которой государство в конце концов устает бороться и соглашается с переходом значительных фрагментов космических отраслей в частные руки – частники сделают это дешевле. И намного дешевле. Экономика – основной фактор, расширяющий площадку для частного бизнеса в космосе. Здесь еще раз проявила себя общая схема продвижения инноваций: супердорогостоящие фундаментальные исследования и разработки не под силу частному бизнесу, это дело государства. Но когда мавр свое дело сделал, он может чуть-чуть подвинуться.
С месяц тому назад NASA дала добро на объединение двух тестовых полетов, проводимых компанией SpaceX – создателем корабля Dragon. Эта компания принадлежит американскому миллионеру Элону Маску. Ранее он тоже не был ни богатым, ни известным, работал в сфере IT-технологий и снискал всемирную славу, создав в Интернете платежную систему Pay Pal. Не менее широко он известен и как человек, создавший единственный в мире успешный на рынке электромобиль Tesla Roadster.
В итоге грузовой космический корабль будет выведен на орбиту ракетой-носителем средней грузоподъемности Falcon 9, которая также была создана специалистами SpaceX. Стыковка с орбитальной космической станцией МКС намечена на 7 декабря. В настоящее время первая и вторая ступени ракеты находятся на стартовой площадке компании SpaceX на космодроме космического центра имени Кеннеди. Судя по публикуемым фотографиям, ракеты Маска имеют оригинальную компоновку – это три по горизонтали (а не по вертикали) состыкованных пакета.
Компания SpaceX заключила контракт с NASA на осуществление 12 полетов космических грузовиков Dragon к МКС. Цена контракта составляет 1,6 миллиарда долларов. Аналогичный контракт, только на сумму 1,9 миллиарда долларов, был заключен между Американским космическим агентством и компанией Orbital Sciences. Эта компания занимается разработкой грузового космического корабля Cygnus и ракеты-носителя Taurus 2.
Грузовые космические перевозки – это уже совсем иная ниша для бизнеса, в корне отличная от космического туризма. В ближайшие годы – надо полагать – мы станем свидетелями проникновения частной инициативы и в другие ниши.
… 1 ноября 2011 года Верховная Рада Украины рассмотрела представленный Кабинетом Министров законопроект № 8723 от 24 июня 2011 г. "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации". За принятие законопроекта проголосовали 213 народных депутатов из минимально необходимых 226. Законопроектом предлагалось в ряду других снять ограничения на приватизацию предприятий НКАУ (Национальное космическое агентство Украины), предприятий авиационной промышленности и т.д.. Таким образом, закон, часто называемый законом о повальной приватизации – не прошел. Предприятия аэрокосической отрасли переходить в частные руки не будут. По крайней мере – пока. Это не значит, что частнопредпринимательская деятельность в космосе попадает под автоматический запрет. Ведь и “космические” частные предприятия в США их владельцы тоже не из государственных активов получили – они создавали их, как у нас говорят, своим умом и своим умением. Этот путь любителям космоса не заказан и в Украине. Но для него есть два серьезных препятствия. Первое из них – дефицит инвестиционных ресурсов, отсутствие больших свободных денег в стране. Оно преодолевается (отчасти) привлечением иностранных инвестиций, но кто ж сюда всерьез придет – при украинской политической нестабильности и бизнес-среде, привыкшей к коротким деньгам. Да и (что еще важнее) национальная гордость в украинском государстве не есть предмет первой необходимости.
Возвращаясь к теме приватизации предприятий НКАУ, следует сказать, что попытки вывести ее из-под запрета длятся уже несколько лет. Соответствующий законопрект попадает на голосование Верховной Рады не в первый раз. Это значит, что существуют чрезвычайно влиятельные силы, заинтересованные в такой приватизации. И нет никакого сомнения в том, что законопроект, если не в следующий раз, то через раз, – будет проголосован. А тогда весь этот огромный комплекс до сих пор чудом сохраняющих жизнеспособность аэрокосмических предприятий ожидает участь всех остальных приватизированных объектов оборонного значения – ползучее перепрофилирование, в том числе и путем развала их на большое число отдельных самостоятельных уже не имеющих отношения к космосу производственных ячеек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий