четверг, 26 мая 2011 г.

Японский ключ к нашему успеху

Экономная экономика
Среди многочисленных юбилеев этого года есть один довольно странный: тридцать лет тому назад Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев сформулировал свой некогда знаменитый тезис, ставший политическим лозунгом: “Экономика должна быть экономной!” 

Нет здесь тавтологии!



Правда, экономной от этого советская экономика так и не стала, а этот поистине фундаментальный тезис по сей день остается никем не осмысленным. И после выступления Брежнева в экономике по-прежнему (по-брежнему) доминировал затратный принцип. Это означало, что в ней еще на стадии проектирования ее объектов в смету проектов закладывались расходы, значительно превышающие минимально необходимые. Это называлось “запасом прочности”, а на деле, разумеется, способствовало бесхозяйственности и банальному воровству. Разворовавший бюджет строительства руководитель мог получить премию “за освоение выделенных средств” и орден впридачу, а действительно экономный хозяйственник, построивший за счет сэкономленных средств рядом с новым заводом еще и рабочий поселок, – пойти под суд. В итоге (можно даже сказать – в окончательном итоге – к моменту распада СССР) украинская, скажем, экономика производила электроэнергии в разы больше японской, а на одном ее киловатт-часе выпускала готовой продукции в разы меньше. И надо ли говорить, что постсоветские экономики унаследовали эти “родимые пятна социализма” настолько полно, насколько это только было возможно? В курилках над лозунгом посмеивались – мол, масло масляное. А вот вполне современные энциклопедии объясняют, что никакой тавтологии (если правильно переводить с древнегреческого) в этом тезисе нет, и перевод его таков: “В хозяйстве должно бережно расходовать ресурсы”. Так что спичрайтеры ЦК, готовившие доклады боссам, хлеб свой ели не зря, и правильный перевод знаменитого словосочетания исполнен глубокого многоэтажного смысла, поднимающегося из философских глубин и возносящегося на философские высоты. А вот у посетителей курилок, которым по их социальному положению как раз и полагалось бы заниматься воплощением идей генерального секретаря, действительно имелись семантические проблемы.

Только сейчас, со вступлением человечества в эпоху исчерпания всего, начинается подлинное осознание важности проблемы, как и того факта, что не случайно пионерами здесь были японцы – народ, всю свою историю развивавшийся в условиях острого дефицита всех видов ресурсов. Причем сделали они это лет этак за 30-35 до брежневского доклада. 



Хорошую систему придумали… японцы



Перед компанией “Тойота” чуть ли не сразу после войны встала крайне непростая задача: надо было выпускать довольно широкий спектр автомобилей различного хозяйственного предназначения на весьма скромной производственной базе. Таковы уж были особенности рынка – автомобили требуются разные, но… в малых количествах. Тут линии конвейерной сборки не развернешь – золотыми получатся машины. Японцы применили не столько технические инновации, сколько принципиально иную технологию управления, опирающуюся на японские традиции и японскую житейскую философию. Мы не сможем рассказать об этом во всей полноте и даже не назовем имен героев (а они есть!), остановимся лишь на некоторых ярких характерных деталях.

Бережливое производство – это целая система тесно увязанных между собой не столько материальных, сколько управленческих инструментов, поэтому его внедрение как системы почти не требует затрат, но приносит значительную прибыль. Среди этих инструментов, естественно, есть (нет, мы не скажем “главные и второстепенные” – это было бы неправильным) основные и производные. Цель применения их всех состоит в том, чтобы избежать не нужных потребителю потерь, которые он должен был бы оплатить. Потребителю не нужно, чтобы готовое изделие валялось на складе – вот оно и не должно там валяться! Любая технологическая операция рассматривается с точки зрения потребителя: что она дает потребителю и нужна ли она ему.

Производственная система компании Тойота стоит на двух китах: первый “кит” обозначается непереводимым японским словом дзидока, а второй – это принцип “точно вовремя”. Дзидока означает, что в любой цепи технологических операций любая операция выполняется только после того, как она будет затребована следующей операцией. Изделие не “проталкивают” по цепи те, кто стоит в ее начале, его “вытягивают” стоящие в конце. До тех пор, пока нет требования на некоторое действие, ничего и не делается, потому что невостребованное действие может оказаться ненужным, потерянным, а от потерь надо избавляться.

С нашей точки зрения дзидока – странное понятие. Казалось бы, куда как хорошо наделать всего впрок, а с японской точки зрения запасы убыточны! И если хорошо вдуматься, то это так и есть. Другое дело, что часто бывает необходимо смириться с малыми потерями сегодня, чтобы избежать больших потерь завтра, но это уже совсем другие ситуации – не производственные, а эксплуатационные. Эксплуатационные потери – отдельная песня, и в концепции бережливого производства о них идет речь в связи с правильной эксплуатацией средств производства, уходом за ними. Всеобщий уход за оборудованием, как и всеобщий контроль качества – такие же важные составляющие всей концепции бережливого производства, как и принцип “точно вовремя”.

Но вот некая операция затребована – теперь крайне важно, чтобы к моменту требования ее результат был налицо, ибо теперь с потерями связано промедление. И поспешишь – потеряешь, и опоздаешь – тоже потеряешь. Значит, надо – точно вовремя. Вот вам и “два кита” бережливого производства.

Сюда надо добавить и философию кайдзен – апологию маленьких, пусть даже крошечных, однако же повсеместных и непрерывных улучшений всего на свете, до чего достают руки. И когда представишь себе, как эта сложная система производственных отношений ведет изделие по технологической цепочке, напрашивается аналогия с вынашиванием детеныша живым организмом.

«Мужик, что бык…»



В основе западных механизмов экономического развития лежит инновация. Это крупное научно-техническое достижение, совершающее революцию в отрасли или создающее новую отрасль. Паровая машина. Электричество. Самолет. Здесь все ясно и понятно. А кайдзен – это совсем другое. По внутреннему своему смыслу другое. Кайдзен ставит во главу угла мышление, ориентированное на процесс, поскольку для того, чтобы улучшить результаты, надо улучшать процессы. Сбой в достижении запланированных результатов указывает на сбой в процессе. Менеджмент должен идентифицировать и исправлять такие процессные ошибки. И кайдзен сосредотачивается на человеческих усилиях, что резко контрастирует с принятым на Западе и у нас образом мышления, ориентированным на результат. В силу своего пристрастия к инновациям западные менеджеры упускают долгосрочные выгоды кайдзен. Эта стратегия делает упор на человеческие усилия, мораль, коммуникацию, обучение, командную работу, вовлечение и самодисциплину – здравый и недорогой подход к совершенствованию.

Просто? До безобразия! Но и сложно тоже до безобразия. Потому что вся дешевизна бережливого производства держится на человеческом факторе. А это что такое? Японский менталитет для бережливого производства как будто специально приспособлен, а о нашем еще в позапрошлом веке сказано: “мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь – колом ее оттудова не выбьешь: упираются, всяк на своем стоит!” – и с тех пор в этом отношении мало что изменилось.

Концепция бережливого производства – будто специально придумана для реалий украинского рынка. Ибо – что мы здесь имеем? Мы имеем малый потребительский спрос и малые ресурсы у производителя. Зато номенклатура производимых товаров должна быть ничуть не меньше, чем в США или в Европе. То есть, – качественно, – это такая же рыночная конъюнктура, как и та, с которой столкнулась компания Тойота 60 лет тому назад. И она уже давно нашла ответ на этот вызов рынка, создав и “обкатав” основы того, что в прошлом веке называли “японским чудом”. Да, конечно, придумать это было трудно. Но неужели нам его даже не повторить?

Однако же, из всего упомянутого (а даже упомянуто скорее всего не все) на Украине внедряется разве что всеобщее управление качеством, да и то не везде. Обо всем остальном наши менеджеры знают разве что понаслышке. В то же время в соседней России концепция бережливого производства известна куда более и не только просто известна. Её внедряют у себя многие российские предприятия. Первыми начали применять методы бережливого производства: Горьковский автомобильный завод (Группа «ГАЗ»), РУСАЛ, ЕвразХолдинг, Еврохим, ВСМПО-АВИСМА, ОАО «КУМЗ», Челябинский кузнечно-прессовый завод (ОАО «ЧКПЗ»), ОАО «Соллерс» («УАЗ», «ЗМЗ»), КАМАЗ, НефАЗ, Сбербанк России и др. Настоящим прорывом стала целевая программа внедрения Lean (английский эквивалент термина бережливое производство), принятая правительством Татарстана.

Украинская ситуация в этом отношении выглядит грустно, и для этого есть серьезные системные причины. С большим трудом нам удалось переговорить с менеджером, на глазах у которого развивалась попытка внедрить бережливое производство на харьковском украинско-польском предприятии с польским капиталом, причем занимались этим те же люди, которые успешно внедрили его на головном польском предприятии. Сроки внедрения – не маленькие, 3 года. Поэтому для предприятия, которое не знает, чем оно будет заниматься через 3 года, внедрение бережливого производства скорее нецелесообразно, чем целесообразно. А украинские предприятия в массе своей находятся именно в такой ситуации. У них нет долгосрочной стратегии развития. 


И все же сказать, что бережливое производство и его философия оставляет безучастным украинский бизнес – тоже нельзя. В декабре прошлого года в Киеве открылся Кайдзен-клуб, в который сразу вступили около 100 предприятий. Мода, конечно, модой, но… Кайдзен позволяет управлять затратами, а это не может не привлекать бизнес. Некоторым небольшим производствам, в последние годы сумевшим внедрить у себя менеджмент с японской ориентацией, удалось увеличить объемы выпускаемой продукции вдвое-втрое без дополнительных инвестиций. Следование японским путем год назад продекларировал гигант отечественного машиностроения – Новокраматорский машиностроительный завод. И, хотя победных реляций пока нет, не будем забывать, что дорогу, как говорят на востоке, осилит идущий.

Валерий Шулаев,
Валерий Тырнов, 
http://timeua.info/260511/40693.html



Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок