вторник, 10 апреля 2012 г.

Россия - родина экранопланов

Строит ли Россия экранопланы?    


В один из дней последней недели марта портал «АвиаПорт» опубликовал новость, остановившую внимание автора: “В четверг источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил о том, что в рамках ФЦП (Федеральной Целевой Программы – прим. Авт.) «Развитие гражданской морской техники на период 2009–2016 годов» будет вестись финансирование создания экранопланов. В частности, известно, что в программу включена постройка гражданского экраноплана массой до 50 тонн с составным крылом.


Источник отметил, что в проекте концепции предусматривается создание линейки экранопланов водоизмещением 50, 100 и 600 тонн. На реализацию программы, которая будет сформирована после утверждения проекта концепции, по ориентировочным расчетам потребуются финансовые средства в объеме примерно 8–8,5 млрд рублей в течение пяти лет”.

При первом взгляде на это странное сооружение, покачивающееся на волнах у причала рядом с подводной лодкой, хочется спросить: “А что это такое – самолет или корабль?” Отвечаем: “Ни то, ни другое. Это экраноплан.” И по месту, отведенному ему международными нормативно-правовыми документами, регламентирующими плавающие и летающие транспортные средства, его скорее нужно считать летающим судном, чем плавающим самолетом.     



  Рис.1

Так что же это такое – экраноплан? Это самостоятельный особый тип транспортного средства, состоявший на вооружении ВМФ СССР и считавшийся перспективным и грозным оружием. ВМФ СССР стал первым в мире обладателем высокоскоростных боевых и транспортных экранопланов, не имевших и не имеющих до сих пор аналогов в других флотах мира. В малом количестве экранопланы все еще присутствуют в составе ВМФ России, хотя их уже понемногу начали относить к нашему общему великому прошлому наравне, скажем, с комплексом “Энергия-Буран”, управляющие системы для которого делали в украинском Харькове. 

Поддерживает экраноплан в полете не столько подъемная сила крыла, сколько экранный эффект, возникающий из-за близости Земли или другой плотной среды. Энциклопедии поясняют, что экранный эффект или эффект влияния земли – резкое увеличение подъемной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и др). Открыт в середине 20-х годов XX века. Тогда он проявлял себя как причина аварий самолетов при посадке – присутствие сильного экранного эффекта требует от пилота совершенно иной техники пилотирования, которой он – как правило – не владеет. Выдающийся конструктор экранопланов Ростислав Алексеев неохотно доверял штурвал профессиональным пилотам самолетов. “У них, – говорил он, – чем выше, тем безопасней. А у нас – наоборот!”

Экранный эффект – это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а динамически набегающим потоком воздуха. То есть, «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт уменьшения давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а и за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах. Что это дает? В 1964—1965 годах осуществлялось проектирование и создание уникального, самого большого на то время в мире летательного аппарата – экраноплана КМ, получившего у зарубежных спецслужб название «каспийский монстр» – так расшифровали американцы буквы КМ – корабль-макет – на борту экраноплана. Главным конструктором этого экраноплана был Р. Е. Алексеев, ведущим конструктором – В. П. Ефимов.

Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину около 100 м. Один раз он взлетел с взлетной массой 544 тонны. Это было рекордом для любого существующего летательного аппарата. Лишь появившийся позднее самолёт Ан-225 «Мрия» смог его перекрыть. В настоящее же время грузоподъемность в 1000 тонн для экраноплана оценивается как вполне достижимый рубеж.

Эффект экрана связан с тем, что возмущения (рост давления) от крыла достигают земли (воды), отражаются и успевают дойти до крыла, оказывая на него дополнительное давление. Таким образом, рост давления под крылом получается большим. Естественно, вдали от экрана эффект отсутствует – на больших высотах есть только подъемная сила.

Впрочем, возможно создать и такой экраноплан, который способен уходить далеко от экрана и двигаться в самолетном режиме – тогда он называется экранолётом. Обтекание крыла в присутствии экрана и расчет экранного эффекта – очень сложная задача. Как говорят специалисты, экранный эффект известен более ста лет, однако точной математической модели аэрогидродинамической среды, порождающей эффект экрана, описать пока никто не смог. Поэтому здесь огромную роль играет знание, добываемое экспериментальным и практическим путем. Для этого СССР имел первоклассные конструкторские бюро и целую плеяду талантливых конструкторов. Среди них в первую очередь надо назвать Р. Алексеева (ЦКБ по СПК им Р.Е. Алексеева), П. О. Сухого (ОКБ им. П.О. Сухого) и Г. М. Бериева (ТАНТК им. Г. М. Бериева). Им принадлежат пионерские разработки полностью пригодных для эксплуатации экранопланов. На Рис.2 читатель видит ударный ракетоносный экраноплан “Лунь” разработки ЦКБ по СПК им Р. Е. Алексеева (точнее, – то, что от него осталось).





  Рис.2

Однако же, осталось и не только это. Когда в 2007 году командование ВМФ России получило директиву "не просто продемонстрировать военное присутствие в регионе, а показать подавляющий потенциал российского ВМФ на Каспии по сравнению с военно-морскими силами других стран", задача потребовала неординарных решений.

И тогдашний начальник Генштаба Анатолий Квашнин подписал приказ о возвращении в строй уникального морского и воздушного корабля “Лунь”, простоявшего десять лет на консервации. Западным спецслужбам он известен как “убийца авианосцев”. "Лунь" невидим для современных средств радиолокации: он движется над морем со скоростью свыше 500 км в час на сверхмалой (2-3 метра) высоте. Оснащен шестью противокорабельными крылатыми сверхзвуковыми самонаводящимися ракетами "Москит" и поражает цель на расстоянии до 120 км. Что касается мощи, то все зависит от того, чем снарядить боевую головку. 150 кг взрывчатого вещества будут доставлены точно по адресу. Не исключается и ядерная начинка. Его появление в каспийской воде мгновенно изменило расстановку сил на Каспии.

И вот что еще замечательно: при необходимости экраноплан может “выползать на берег” – если, конечно, берег имеет достаточно пологий рельеф – он с разгона вылетает на берег и сам (пилоту не надо в это вмешиваться) начинает огибать выпуклости рельефа. Это делает машину совершенно бесценной и в гражданской сфере, чрезвычайно расширяя ее возможности.

Трудно понять, как можно было забросить такую уникальную разработку, но отсутствие у государства денег – обстоятельство жестокое и неумолимое. Тем более, что в большинстве стран тоже не было заметно большого прогресса. Россия продала одну из Алексеевских разработок (экраноплан “Волга-2”) Китаю, но в Китае не сумели довести ее “до ума”: экраноплан – не то изделие, которое можно просто скопировать. Другой конструктор, Лев Николаевич Щукин, сильно переживал за судьбу своего проекта (ЭКИП – экология и прогресс) и после многочисленных попыток продолжить его на личные средства умер от сердечного приступа в 2001 году (на 69 году жизни).

Но воспоминания как о военных, так и о гражданских возможностях этих чудо-машин оказались сильнее “травы забвения”, и потому, прогнозируя развитие ситуации в мире, морская коллегия при правительстве России в сентябре 2006 года приняла решение выработать конкретные меры по возрождению экранопланов, – было решено, что это должна быть федеральная целевая программа. И опять-таки, от решения учредить такую программу до реального финансирования – дистанция огромного размера.

Для России экранопланостроение еще не стало “дорогим покойником”, это целый комплекс причастных к экранопланам предприятий, еще живая отрасль, которую в принципе можно воскресить быстро и феерически. Сейчас она находится в состоянии напряженного ожидания – будут деньги или нет? Как говорит экс-вице-президент ЗАО “Арктическая торгово-транспортная компания”, являющееся одним из таких живых предприятий, Геннадий Даниелян, пока нет четкого ответа на вопросы, нужна ли России программа развития экранопланостроения, сохранились ли у государства амбиции некогда мирового лидера в скоростном судостроении, невозможно понять, будет ли восстановлена отрасль либо она окончательно захиреет, безвозвратно унеся с собой наследие великой советской школы создания экранопланов. Возможно, программа модернизации Вооруженных сил даст импульс к созданию боевых и транспортных экранопланов, а уже на их основе – к реализации гражданских проектов. Хочется верить.

Мне тоже хочется верить, и не только в силу известного, если можно так сказать, цивилизационного, патриотизма, но и потому, что Украина тоже имеет первоклассные погибающие предприятия, которые могли бы получить шанс на жизнь за счет кооперации и партнерства с этой российской федеральной программой.

Олег Перовский

Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок