четверг, 21 июля 2011 г.

Лазер, как орудие хулиганства

Лазер автор впервые увидел году этак… в 1964. Его тогда купила недавно созданная кафедра квантовой радиофизики, и преподаватель показывал его нам на лекции. Помню даже его заводской номер – 0005. То есть, это было пятое такое устройство, сошедшее с заводского конвейера – красный рубиновый лазер, имевший довольно невнятный вид небольшой серой коробки, в которой могли бы лежать детские сандалики, с отверстием в передней стенке, из которого при нажатии на кнопку исходил яркий красный луч, способный прожечь отверстие в тонюсенькой алюминиевой фольге. Поэтому обращались с ним с опаской, пока Боря Рубинштейн не спросил возмущенно:

– Чего вы боитесь?? Смотрите! – И сунул под луч раскрытую ладонь. И ничего.

Дело в том, что проводимость человеческого тела очень мала по сравнению с проводимостью алюминия, и мощные индукционные токи, прожигающие отверстие в фольге, под действием столь слабого поля просто не могут в нем возникнуть. Борису, чтобы понимать такие вещи, не нужны были никакие рассуждения, он их как бы наперед знал. И именно поэтому “заглянуть в дырочку”, как ему немедленно предложил какой-то остряк, категорически отказался. Параллельный пучок лазерного света, будучи сфокусированным хрусталиком практически в точку на сетчатке, мог бы причинить ей серьезное повреждение…

А 3 июля нынешнего года экипаж пассажирского Боинга-737, совершавшего посадку в аэропорту Ростова-на-Дону, подвергся лазерной атаке с земли. Пилот воспользовался защитным противосолнечным козырьком, но такой козырек против лазерного света – защита плохая. Самолет пилоту все же удалось благополучно посадить, но он остался убежденным, что кто-то пытался преднамеренно его ослепить. Злоумышленника быстро найти не удалось.

В этом году попыток ослепления лазерами пилотов в России зарегистрировано уже около 50, в то время как в году прошлом – всего лишь 5. Ростов же стал своеобразным чемпионом: только в мае-июне сообщалось, наверное, о десятке попыток ослепления пилотов, и милиция бессильна остановить это массовое безобразие и хотя бы кого-то наказать для острастки. При расследовании инцидента с милицейским вертолетом Ми-8 было установлено, что луч светил из района Александровки, где в основном находится частный сектор. При этом, по словам самих милиционеров, «луч был бегающий, поэтому лазерный хулиган, возможно, работает с обычными лазерными фонариками, которые продаются в любом магазине, в том числе установлены и на детских игрушках-пистолетах». Что же получается? Мальчик в сарае нашел пулемет – больше в поселке никто не живет?

Информации о такого рода событиях в Украине автору найти не удалось, но это не значит, что самих событий не было.

Как комментируют лазерные “атаки” сами пилоты?

Анзор Кешоков, пилот из Грозного: Нас начали слепить во время посадки, за несколько сотен метров до земли – мы были в километре от взлетно-посадочной полосы. Мы могли потерять контроль над управлением. Мы были ослеплены, могла случиться катастрофа. В наихудшем случае пилоты могут посадить самолет автоматически. Однако на автопилоте могут приземляться не все самолеты. И даже если могут, пилоты в кабине должны оставаться начеку – и должны видеть.

Некоторым людям, в том числе и “компетентным людям”, проблема кажется простой. «Посадят десяток-другой хулиганов с лазерами, потом в СМИ расскажут о приговорах, покажут по телевизору рыдающих обалдуев за решеткой – и проблема лазерного хулиганства сойдет на нет» – комментирует компетентный человек в правоохранительных органах. Но это мнение представляется слишком поспешным. В США, например, по данным «The New York Times» – 2836 “лазерных” инцидентов за 2010-й год, причем только с самолетами. И при том, что хулигану грозит в лучшем случае 20 лет, если обошлось без жертв, и пожизненное, а то и смертная казнь, если кто-то погиб.

Комментируя сложившуюся ситуацию, журналист сайта Росбалт Евгений Зубарев пишет следующее: “Все дело в доступности, дешевизне и портативности новых смертельных гаджетов. Чтобы лазер стал критично опасен для сетчатки человеческого глаза, лазеру достаточно иметь оптическую мощность в 50-100 мВт. При мощности в 500 мВт лазер уже обугливает чековую книжку на яхте, проплывающей в пяти километрах от источника. А при мощности в 1000-2500 мВт (1-2,5 Вт) при условии достаточной экспозиции портативный лазер прожигает бензобак автомобиля.

Десять лет назад такие лазеры можно было купить только в США, в Кремниевой долине, и только за большие деньги – от $5000. А сегодня в Китае можно купить лазеры мощностью в разы больше, в 2-5 Вт, и всего за $200-500. Такие лазеры при экспозиции всего в несколько секунд прожигают деревянные дома насквозь. В России двухваттные лазеры в 2010 году предлагались несколькими фирмами за 20-25 тысяч рублей”. (1мВт – 1 милливатт, 1/1000 ватта.)

Портативному лазеру, тем более в таком широком спектре мощностей и длин волн (от инфракрасных до ультрафиолетовых) наверняка можно придумать великое множество зловредных применений. Российские законодатели озабочены сейчас ослеплением пилотов. И именно об этом виде “лазерных преступлений” идет конкретно речь в разрабатываемых ими законопроектах. И получится, что слепить пилотов нельзя, а выжигать сетчатку прохожим на улице – можно? Раньше детей растили и воспитывали затем, чтобы они были кормильцами в старости, но с уходом этой проблемы как-то забыли, что воспитание нужно не только для этого. Теперь наступает некая расплата за эту забывчивость.

Наверное, уже у многих вертится на языке вопрос, а можно ли с помощью лазера совершить теракт? Смотря что понимать под словами “с помощью”. Для дистанционного подрыва взрывного устройства можно использовать обыкновенную лазерную указку, которую в украинских интернет-магазинах можно купить за 150 гривен, а на “Барабашке” в разы дешевле, но реально осуществить такой подрыв гораздо сложнее, чем купить указку.

Почему? Потому что мощности лазерного излучения, достаточной для неблаговидных целей (а она действительно доступна) самой по себе для их достижения мало. Чтобы получить целевой эффект при использовании лазерного луча надо решить как минимум две задачи: навести световое пятно на цель, будь то глаза летчика или фотоприемник взрывателя, и удерживать его на цели в течение некоторого минимального времени экспозиции, достаточного, чтобы “это произошло”. Из очень простых геометрических соображений можно сделать вывод, что для удержания в течение 0,1 сек. пятна лазера диаметром 10 см (чтобы светить в оба глаза летчика), источник облучения не должен отклоняться от своего идеального положения более чем на 20 микрон, а амплитуда естественного тремора человеческих рук гораздо выше. Да и самолет не стоит на месте, и летчик движется…

То есть, уже по этой простейшей причине (а есть и другие причины!) для решения задачи потребуется серьезное техническое устройство – автоматическая система слежения, которой у заурядного хулигана нет и быть не может. Потому-то при всем обилии сообщений о “попытках ослепления” нет ни одного об “удачной” попытке. Хотя это и не значит, что ее вообще быть не может – может, но с малой вероятностью. Поэтому бороться с “лазерным хулиганством” все-таки надо, но создавать вокруг него мифы вряд ли стоит.

Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок