...расположенные перпендикулярно
“Чем только не занимаются люди! Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "полпред". В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно – как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода.
Маленькие люди торопятся за большими. Они понимают, что должны быть созвучны эпохе и только тогда их товарец может найти сбыт. В советское время, когда в большом мире созданы идеологические твердыни, в маленьком мире замечается оживление.
Под все мелкие изобретения муравьиного мира подводится гранитная база "коммунистической" идеологии. На пузыре "уйди-уйди" изображается Чемберлен, очень похожий на того, каким его рисуют в "Известиях". В популярной песенке умный слесарь, чтобы добиться любви комсомолки, в три рефрена выполняет и даже перевыполняет промфинплан. И пока в большом мире идет яростная дискуссия об оформлении нового быта, в маленьком мире уже вce готово: есть галстук "Мечта ударника", толстовка-гладковка, гипсовая статуэтка "Купающаяся колхозница" и дамские пробковые подмышники "Любовь пчёл трудовых"…
В этом тексте (Ильфа и Петрова) – содержится и вопрос об иерархии двух этих миров, и одновременно – вариант ответа на него с точки зрения авторов текста: конечно же, безусловно, большой мир стоит выше, у его обитателей больше престиж, они заслуживают неизмеримо большего уважения и больших материальных благ, чем “маленькие люди”. Здесь же и ответ на вопрос, что такое “большой” и “маленький” человек. Большой думает о том, как облагодетельствовать человечество, а маленький – как прожить без лишних хлопот и не умереть с голоду. Здесь “из мухи делают слона, а после продают слоновую кость”.
Именно такое расположение их в иерархии соблюдалось всегда, во все времена и у всех народов. Такова цивилизационная традиция, цивилизационная парадигма. По утверждению Макса Вебера, сделанному им в фундаментальнейшем труде “Протестантская этика и дух капитализма”, у капитализма с его неуёмной жаждой наживы нет никакого экономического оправдания, он возник и развивался вопреки экономическим законам, найдя для своего самооправдания внеэкономические стимулы.
Капиталистической парадигме противопоставили коммунистическую, основанную на представлении об идеальной природе человека, по своей внутренней сущности – начисто лишенного тупого стяжательства альтруиста. Предполагалось, что такой человек воспитается в процессе “построения коммунизма”. Однако же не воспитался. Но это не значит, что большого мира нет, его нет в большом количестве. К нему принадлежали Бруно и Сервет, Авиценна и Хайям, к нему многие принадлежали. Но не большинство, тем более – не подавляющее большинство.
Одна из моделей человеческого сознания – маятник, колеблющийся между двумя противоположностями. Если не адекватна действительности альтруистическая модель человека, значит адекватна эгоистическая. И других возможностей маятниковое сознание себе не представляет. Вероятно, сейчас – в переходной период – шарахающееся маятниковое сознание оказалось наиболее широко представленным в постсоветских сообществах, в которых сейчас среди очень широких слоев, особенно молодежи, принадлежность “большому миру” шельмуется как уродливый анахронизм, а “маленький человек” стал чуть ли не идеальным образцом для подражания. Это очень печально, потому что такой идеал выведет следующие за ним постсоветские поколения за пределы главного русла научно-технического и социального прогресса.
Дети подвергают остракизму отцов: плохо жил, старый. Неправильно. Жизнь прожил, а никого не задавил, не растоптал во имя желтого дьявола. И что ты оставляешь своим потомкам? Ни-че-го. Что ж, живи, сынок, лучше. А я уйду, и не буду тебе мешать.
Но только знай, - при всей своей неидеальности именно “большой мир” превратил слаборазвитую Россию в первоклассную атомную космическую державу, а мир мелких людишек (зато больших стяжателей) и именно тем, что растоптал “анахроничные” идеалы “большого мира”, сверг ее с этого высокого пьедестала и лишил гордого статуса в мировой иерархии. Вот так сходят с дистанции одни государства и обгоняют их – другие. И это – тот горький опыт, который я (и сотни тысяч таких, как я) оставляем своим потомкам. Дай Бог, чтобы он им не пригодился.
Но обидно-то как! Ты не спал ночами, придумывал, как осуществить радиосвязь с кораблем, вошедшим в плотные слои атмосферы, или – как увеличить тягу электроракетного двигателя, или еще чего, а тут приходит какое-то ничтожество, дебильный козёл, у которого – нет ничего, кроме большого желудка, и все: не нужен ни ты сам, ни то, что ты напридумывал. Спокойной ночи, малыши, да будет вам это самое пухом…
Эти два мира правильнее было бы, наверное, называть не “большим и малым”, а “верхним и нижним”. Иначе эти два хороших слова приобретут совсем не тот смысл – они станут значить то же самое, что “богатые и бедные”, а это в корне неправильно. И даже не так: супербогатые и все остальные. И если бы не верхний, приверженный инновациям мир, твоя мама, сынок, до сих пор выковыривала бы щепкой из земли корешки и червячков, чтобы накормить вкусненьким свою рыбоньку.
Я не думаю, что нужно пояснять, почему “верхний” и почему “нижний”. И почему нет между ними жесткой границы. Верхний мир зарождается в нижнем вследствие случайных мутаций в геноме и эволюционирует вместе с ним. Он концентрирует в себе все наши “национальные гордости” и “достижения”. Эволюционный смысл его существования – улучшение условий жизни людей. Всех людей. А все они принадлежат, в основном, к нижнему миру, который (в качестве благодарности, наверное) плюет в верхний, высокомерно его презирает и считает себя лучшим и высшим. Вот моя теща, например, говаривала: “Ты, Валера, интэлихэнська срань. А сами лутчи люды – це робочи и селяны. Тут я з комунистамы полностю согласная” Или вот еще образчик тещенькиного суждения: “Скикы тоби грошей дають (!)… Скикы грошей… За шо? Хиба то робота для здорового мужчины – сыдиты по ночах формулы пысаты??”
Таков механизм эволюции рода человеческого. В нем нет ничего личного, хотя касается он буквально каждого и приводится в движение желаниями и способностями каждого из нас, а исчезает личное в тот момент, когда индивидуальные желания и способности складываются воедино. Человеку нижнего мира нужно, чтобы его привели на рабочее место, усадили и растолковали, делай так – и будет тебе счастье. А самое для него лучшее, предел его мечтаний – найти под бочкой с дождевой водой… Человек верхнего мира создает себе “рабочее место” сам. И сам себя “занимает”. Это он придумал и водопровод, и канализацию, электричество и телефон, вакцину от бешенства и солнечные батареи. И – по большому счету – это всё, включая атомный флот, баллистические ракеты с ядерным оружием, и все фенечки, все тыры-пыры – ради того, чтобы кормить (выскажемся предельно жестко, насколько только возможно в данном контексте) тупую, бездарную, ленивую протоплазму нижнего мира, не способную ни на какую инициативу, ни на какое умственное усилие. Но это она – “человечество”. Это к ней мы объясняемся в любви высоким поэтическим штилем. И здесь тебе всё, – включая науку, искусство и “любовь к отеческим гробам”.
Ну, а как же все-таки во всем этом эволюционном потоке обстоит дело с личностными вещами – само- и мироощущением, счастьем-несчастьем, с человеческими устремлениями, в общем, сами понимаете – с чем.
Вопрос сложный, и ответов на него много. Но есть в них и некоторый средний универсальный компонент. Он (по моему глубокому убеждению) состоит в том, что для человека, чьи потребности и устремления соответствуют общему направлению эволюционного потока (т.е. принадлежащего к верхнему миру) вероятность ощущать себя счастливым – много выше той же вероятности для человека из низов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий