воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Марсианские хроники

Автор этой культовой лет 50 тому назад книги – американский фантаст Рей Бредбери – умер совсем недавно, год тому назад в очень преклонном возрасте 92 лет. Так что, давая своей статье то же название, я как бы принимаю эстафету из его рук. Но только мои хроники – не фантастика, хотя и очень похожи на неё. Пусть это будет первая хроника.

Голландцы славны как мореходы и корабелы, но никогда Голландия (Нидерланды) не была великой космической державой. Поэтому прошлогодняя новость о том, что в 2023 году нидерландский космический корабль доставит на Марс экспедицию из 4 человек, воспринималась исключительно как чья-то пиар-акция. Но оказалось, что это не совсем так, а может быть, и совсем не так.


Mars One

Голландская компания, собирающаяся лететь на Марс, называется Mars One. Это частное некоммерческое предприятие, а там, где частная собственность, о государственных амбициях не говорят. А называется этот проект «Ampyx Power».
Частных компаний с космическим профилем деятельности в мире ой как немного. Компания Virgin Galactic, ведущую роль в которой играет английский миллиардер Ричард Брэнсон, развивает космический туризм, а принадлежащая американскому миллиардеру Элону Маску  SpaceX – космические грузоперевозки. В прошлом году ее грузовик совершил полет к МКС. Компания Mars One действительно собирается отправить на Марс в 2023 году миссию из 4 человек. И собирается делать это каждые 2 года на протяжении 10 лет.

Фото с сайта mars-one.com

Не рановато ли летим? Возможно, и не рановато. Дело в том, что возвращать этих четверых на Землю никто не планирует: при сегодняшнем уровне развития космических технологий это невозможно. То есть, люди летят на Марс, чтобы основать там колонию и постоянно там жить и они уже сегодня об этом знают и сознательно на это идут. Полетят исключительно добровольцы и конкурс среди них отнюдь не маленький. Полететь в принципе может любой из совершеннолетних жителей Земли, и уже несколько тысяч человек заявили о своем желании попытать счастья.

Стоит, наверное, заметить, что для голландцев, принадлежащих к атлантической цивилизации (как, впрочем, и для остальных “атлантистов”) колонизация чужих земель – традиционно адекватная реакция на перенаселенность и кризис на родине. Совсем иначе преодолевают кризисы огромные континентальные империи: они ищут выходы из своих трудностей на путях установления деспотий и государственного регулирования экономики.

Насколько это возможно? Скепсис овладел мной, когда я узнал, что у человека есть органы, очень чувствительные к  повышенной радиации, поэтому перед полетом их надо или удалить или заменить на искусственные. А остальное – дело техники. Но оказалось, что эти критические органы… зубы! "С технической точки зрения вероятность успеха этой миссии – примерно 50 на 50", - заявил профессор Международного технического университета Крис Уэлч.

*****

Итак, по словам одного из руководителей Mars One Баса Лансдорпа, в апреле 2023 года планируется старт ракеты на Марс с 4 человеками на борту.  Заранее, в 2016 и 2022 годах туда же вылетят планетная база и запасы пищи, воды и воздуха. Длительность полёта – 7  месяцев. Набор колонистов объявлен 8 января 2013 года.  Участники миссий должны быть старше 18 лет, с крепким здоровьем, устойчивой психикой, целеустремлённостью, а также готовностью налаживать и поддерживать отношения с людьми. Среди других качеств называются способность приспосабливаться к сложной обстановке, любопытство, находчивость и жизнерадостность. Никаких особых навыков и знаний от кандидатов не требуется, хотя наличие таковых станет преимуществом при отборе. Финальный отбор участников будет проведён в телеэфире, после чего им предстоит пройти 8-летнюю подготовку к полёту. Начало колонизации будет опираться на привозные ресурсы, однако постепенно марсианская колония должна автономизироваться. Иначе она не имеет никакого смысла.



Численность первой колонии проект предполагает довести до 20 человек. Понятно, что миссии придется столкнуться с проблемами. Добывать кислород планируется из воды, находящейся под поверхностью Марса, но достоверные месторождений воды на планете пока не обнаружены. Сильные ветры могут разбрасывать спускаемые аппараты далеко друг от друга, и пока неизвестно, насколько сложно будет колонистам хотя бы собраться вместе. Для поддержания жизнедеятельности предлагается использовать солнечную энергию, а также местные ресурсы, в частности воду, полученную перетапливанием льда, и кислород, выделенный в результате электролиза.

Реализация проекта оценивается примерно в $40 млрд. Откуда деньжищи? Mars One, будучи по своему статусу некоммерческой организацией, имеет право принимать пожертвования. И первый инвестор появился у нее еще в январе. На его взнос будет проведен отбор претендентов, а также их подготовка к полету. Но основной источник финансирования – телевизионное реалити-шоу. Весь полет будет проходить в прямом эфире, а компания намерена продавать права на его трансляцию. Возможность как бы присутствовать на борту корабля, пребывая в полной безопасности, наверняка привлечет публику, однако безопасность не распространяется на экипаж, а прямой репортаж его гибели, как говорят эксперты, может оказаться противозаконным. В общем, есть вопросы, но проект запущен, он живет и продвигается.

По данным некоторых источников, доставку колонистов на Марс предполагается  осуществить на корабле Falcon Heavy, который на данный момент пока только разрабатывается. Но это название заставляет повернуть голову в несколько ином направлении.


Элон Маск

За  ним стоит Элон Маск и его личное желание стать основателем первой колонии людей на Марсе. Он рассчитывает умереть на Марсе, но только не при посадке. Свою инженерную, как и бизнес-карьеру он начинал в знаменитой Силиконовой Долине. В свое время Маск прославился и разбогател как создатель глобальной системы Pay Pal электронных платежей в Интернете. 


Еще он является крупнейшим совладельцем компании, выпускающей электромобили и верит в то, что в недалеком будущем электрическими будет половина автомобилей. Они для него – не просто бизнес, ему хочется облагодетельствовать человечество. Есть в нем много общего со Стивом Джобсом. Тот тоже умел делать невозможное. Среди созданных и поставленных Маском “на ноги” бизнесов – три компании, оцениваемые свыше $1 млрд. Каждая. Одна из них – SpaceX, в которой Маск выступает и как глава компании и как ее генеральный конструктор.



Авторитет Маска, – и инженерный и бизнесовый, –  очень велик, как среди бизнесменов, так и вообще в обществе. О том, что этот авторитет не безоснователен, говорит тот факт, что SpaceX и Маск смогли с нуля спроектировать ракетоноситель Falcon 9 и космический корабль Dragon. По оценкам NASA, создание Falcon 9 должно было обойтись в $3,9 млрд, SpaceX уложилась в $300 млн. Компания Маска также предлагает самые низкие расценки в мире на доставку грузов на орбиту. Сегодня SpaceX владеет контрактами на $4 млрд, лишь треть из которых приходится на NASA, остальное – на частные компании. Частный бизнес – не то что идет в Космос – он туда уже пришел и начинает делать погоду. Марсианские амбиции Маска вообще грандиозны. Он собирается основать на Марсе колонию с объемом 80 тысяч человек. По сути, эта колония может положить начало новому человечеству.

"На Марсе можно создать самоподдерживающуюся цивилизацию и развить ее в нечто действительно грандиозное", – заявил Маск, выступая перед аудиторией Королевского авиационного общества в Лондоне, куда он был приглашен, чтобы рассказать о своих бизнес-планах и получить золотую медаль общества за свой вклад в коммерциализацию космоса. Можно, конечно, ему не верить, но нет никаких, абсолютно никаких, оснований предполагать, будто он умышленно водит нас за нос.

…Более 100 лет тому назад Жюль Верн, сочинявший познавательные фантастические романы, вставил целую энциклопедию знаний, необходимых для успешного освоения необитаемого острова в один из своих романов. Но мы, несмотря на сходную задачу, стоящую перед нашими героями, не пойдем по его пути. Куда ценнее уже имеющийся у них опыт достижения успеха и жизненные принципы, которым они следовали и, по всей вероятности, будут следовать в дальнейшем. Элон Маск сформулировал свои следующим образом:   

Вкладывать деньги в проекты, которые могут что-то изменить

Я не хочу быть дедушкой, который не умеет проверять свою электронную почту. Но я вряд ли в будущем сделаю новый интернет-бизнес. Мне кажется, что мне следует направить свои усилия на создание вещей, которые позитивно могут сказаться на будущем человечества.   

Всегда спрашивать: «Почему нет?»


Я всегда первым делом думаю о том, являются ли наши знания о чем-то правдой. Может быть, есть какое-то другое объяснение? Я делал это с первых классов школы. Я всегда все оспаривал. Это доводило родителей до бешенства. Я никогда им не верил и всегда требовал отвечать на вопрос «почему?». Затем я пытался понять, имеет ли смысл их ответ.   

Надо быть Томасом Эдисоном, а не Николой Теслой

Tesla Motors (одна из компаний Маска. Прим. Автора) названа в честь Николы Теслы, поскольку мы используем некоторые его изобретения. Этот парень совершенно точно достоин большего признания обществом. Однако, если честно, мне всегда больше нравился Томас Эдисон, потому что в отличие от Теслы он смог вывести свои изобретения на массовый рынок и сделать их доступными для всего человечества. Тесла в этом провалился.   

Искать Святой Грааль

SpaceX хочет быть компанией, которая сможет поспособствовать переселению людей на другие планеты, поскольку, я думаю, это самая грандиозная цель, которая может стоять перед жизнью. И хотя никогда нельзя забывать о более приземленных вещах, очень полезно иметь такой своеобразный Святой Грааль, поиск которого становится долгосрочной целью и главным источником вдохновения.


Выход одного из своих интервью Маск сопроводил следующим комментарием: «Для марсианской колонии нужны миллионы людей, так что 80к+ это количество для отправки на Марс в год. И да, я в курсе, что на самом деле это звучит безумно. Это от меня не ускользнуло, и я не думаю, что SpaceX будет делать это в одиночку. Но если человечество хочет стать мультипланетным, мы должны выяснить, как переместить на Марс миллионы людей».

Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок