...расположенные перпендикулярно
“Чем только не занимаются люди! Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "полпред". В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно – как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода.
Маленькие люди торопятся за большими. Они понимают, что должны быть созвучны эпохе и только тогда их товарец может найти сбыт. В советское время, когда в большом мире созданы идеологические твердыни, в маленьком мире замечается оживление.
Под все мелкие изобретения муравьиного мира подводится гранитная база "коммунистической" идеологии. На пузыре "уйди-уйди" изображается Чемберлен, очень похожий на того, каким его рисуют в "Известиях". В популярной песенке умный слесарь, чтобы добиться любви комсомолки, в три рефрена выполняет и даже перевыполняет промфинплан. И пока в большом мире идет яростная дискуссия об оформлении нового быта, в маленьком мире уже вce готово: есть галстук "Мечта ударника", толстовка-гладковка, гипсовая статуэтка "Купающаяся колхозница" и дамские пробковые подмышники "Любовь пчёл трудовых"…
В этом тексте (Ильфа и Петрова) – и вопрос об иерархии двух этих миров, и одновременно – вариант ответа на него с точки зрения авторов текста: конечно же, безусловно, большой мир стоит выше, у его обитателей больше престиж, они заслуживают неизмеримо большего уважения, чем “маленькие люди”. Здесь же и ответ на вопрос, что такое “большой” и “маленький” человек. Большой думает о том, как облагодетельствовать человечество, а маленький – как прожить без лишних хлопот и не умереть с голоду. Здесь “из мухи делают слона, а после продают слоновую кость”.
Именно такое расположение их в иерархии соблюдалось всегда, во все времена и у всех народов. Такова цивилизационная традиция, цивилизационная парадигма. По утверждению Макса Вебера, сделанному им в фундаментальнейшем труде “Протестантская этика и дух капитализма”, у капитализма с его неуёмной жаждой наживы нет никакого экономического оправдания, он возник и развивался вопреки экономическим законам, найдя для своего самооправдания внеэкономические стимулы.
Капиталистической парадигме противопоставили коммунистическую, основанную на представлении об идеальной природе человека, по своей внутренней сущности – начисто лишенного тупого стяжательства альтруиста. Предполагалось, что такой человек воспитается в процессе “построения коммунизма”. Однако же не воспитался. Но это не значит, что большого мира нет. К нему принадлежали Бруно и Сервет, Авиценна и Хайям...
Одна из моделей человеческого сознания – маятник, колеблющийся между двумя противоположностями. Если не адекватна действительности альтруистическая модель человека, значит адекватна эгоистическая. И других возможностей маятниковое сознание себе не представляет. Вероятно, сейчас – в переходной период – шарахающееся маятниковое сознание оказалось наиболее широко представленным в постсоветских сообществах, в которых сейчас среди очень широких слоев, особенно молодежи, принадлежность “большому миру” шельмуется как уродливый анахронизм, а “маленький человек” стал чуть ли не идеальным образцом для подражания. Это очень печально, потому что такой идеал выведет следующие за ним постсоветские поколения за пределы главного русла научно-технического и социального прогресса.
Дети подвергают остракизму отцов: плохо жил, старый. Неправильно. Живи, сынок, лучше. А я уйду, и не буду тебе мешать.
Но только знай, - при всей своей неидеальности именно “большой мир” превратил слаборазвитую Россию в первоклассную атомную космическую державу, а мир мелких людишек (зато больших стяжателей) и именно тем, что растоптал “анахроничные” идеалы “большого мира”, свергнул ее с этого высокого пьедестала и лишил гордого статуса в мировой иерархии. Вот так сходят с дистанции одни государства и обгоняют их – другие.
Но обидно-то как! Ты не спал ночами, придумывал, как осуществить радиосвязь с кораблем, вошедшим в плотные слои атмосферы, или – как увеличить тягу электроракетного двигателя, или еще чего, а тут приходит какое-то ничтожество, дебильный козёл, у которого – нет ничего, кроме желудка, и все: не нужен ни ты сам, ни то, что ты напридумывал. Спокойной ночи, малыши, да будет вам пухом…
“Чем только не занимаются люди! Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "полпред". В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно – как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода.
Маленькие люди торопятся за большими. Они понимают, что должны быть созвучны эпохе и только тогда их товарец может найти сбыт. В советское время, когда в большом мире созданы идеологические твердыни, в маленьком мире замечается оживление.
Под все мелкие изобретения муравьиного мира подводится гранитная база "коммунистической" идеологии. На пузыре "уйди-уйди" изображается Чемберлен, очень похожий на того, каким его рисуют в "Известиях". В популярной песенке умный слесарь, чтобы добиться любви комсомолки, в три рефрена выполняет и даже перевыполняет промфинплан. И пока в большом мире идет яростная дискуссия об оформлении нового быта, в маленьком мире уже вce готово: есть галстук "Мечта ударника", толстовка-гладковка, гипсовая статуэтка "Купающаяся колхозница" и дамские пробковые подмышники "Любовь пчёл трудовых"…
В этом тексте (Ильфа и Петрова) – и вопрос об иерархии двух этих миров, и одновременно – вариант ответа на него с точки зрения авторов текста: конечно же, безусловно, большой мир стоит выше, у его обитателей больше престиж, они заслуживают неизмеримо большего уважения, чем “маленькие люди”. Здесь же и ответ на вопрос, что такое “большой” и “маленький” человек. Большой думает о том, как облагодетельствовать человечество, а маленький – как прожить без лишних хлопот и не умереть с голоду. Здесь “из мухи делают слона, а после продают слоновую кость”.
Именно такое расположение их в иерархии соблюдалось всегда, во все времена и у всех народов. Такова цивилизационная традиция, цивилизационная парадигма. По утверждению Макса Вебера, сделанному им в фундаментальнейшем труде “Протестантская этика и дух капитализма”, у капитализма с его неуёмной жаждой наживы нет никакого экономического оправдания, он возник и развивался вопреки экономическим законам, найдя для своего самооправдания внеэкономические стимулы.
Капиталистической парадигме противопоставили коммунистическую, основанную на представлении об идеальной природе человека, по своей внутренней сущности – начисто лишенного тупого стяжательства альтруиста. Предполагалось, что такой человек воспитается в процессе “построения коммунизма”. Однако же не воспитался. Но это не значит, что большого мира нет. К нему принадлежали Бруно и Сервет, Авиценна и Хайям...
Одна из моделей человеческого сознания – маятник, колеблющийся между двумя противоположностями. Если не адекватна действительности альтруистическая модель человека, значит адекватна эгоистическая. И других возможностей маятниковое сознание себе не представляет. Вероятно, сейчас – в переходной период – шарахающееся маятниковое сознание оказалось наиболее широко представленным в постсоветских сообществах, в которых сейчас среди очень широких слоев, особенно молодежи, принадлежность “большому миру” шельмуется как уродливый анахронизм, а “маленький человек” стал чуть ли не идеальным образцом для подражания. Это очень печально, потому что такой идеал выведет следующие за ним постсоветские поколения за пределы главного русла научно-технического и социального прогресса.
Дети подвергают остракизму отцов: плохо жил, старый. Неправильно. Живи, сынок, лучше. А я уйду, и не буду тебе мешать.
Но только знай, - при всей своей неидеальности именно “большой мир” превратил слаборазвитую Россию в первоклассную атомную космическую державу, а мир мелких людишек (зато больших стяжателей) и именно тем, что растоптал “анахроничные” идеалы “большого мира”, свергнул ее с этого высокого пьедестала и лишил гордого статуса в мировой иерархии. Вот так сходят с дистанции одни государства и обгоняют их – другие.
Но обидно-то как! Ты не спал ночами, придумывал, как осуществить радиосвязь с кораблем, вошедшим в плотные слои атмосферы, или – как увеличить тягу электроракетного двигателя, или еще чего, а тут приходит какое-то ничтожество, дебильный козёл, у которого – нет ничего, кроме желудка, и все: не нужен ни ты сам, ни то, что ты напридумывал. Спокойной ночи, малыши, да будет вам пухом…
Комментариев нет:
Отправить комментарий