суббота, 9 ноября 2013 г.

Свет в конце тоннеля?


Английские химики заявляют, что они сняли препятствия к использованию водорода в качестве топлива для автомобилей

Среди самых серьезных грозящих  человечеству кризисов - кризис энергетический, в частности, топливный.  Страшно даже представить себе мир без автомобильных, самолетных и т.д. двигателей. Остановятся двигатели - мир погрузится в коллапс.

Конечно, гореть в ДВС могут не только нефтепродукты, гореть могут даже дрова. В годы войны сельчане прифронтовой полосы запросто могли наблюдать, как остановилась машина под лесом, вышел из нее солдатик с топором, набил чурками бачок газогенератора и поехал дальше. Хорошо на таком автомобиле в лесу.  А в Лондоне? В Лондоне много кафешек. Там бифштексы жарят. Можно отходы  со сковородок собирать и делать из них биодизель...



Легко сообразить, что любое топливо "с местным колоритом" - это плохое топливо. Оно плохо тем, что не универсально. То ли дело бензин или, на худой конец, метан-пропан-бутан. Можно обсуждать, почему. А можно и не обсуждать. Потому что все это добро все равно скоро кончается.

В то же время существует идеальное практически по всем параметрам (за исключением одного - по нему оно очень плохое) топливо, известное лет 200, если не больше, но крайне редко применяемое. Впрочем, Шаттлы летали именно на нём. В ракетах его большой недостаток не имеет значения. Это водород. У него наивысшая теплотворная способность и рекордная скорость горения. У него же и рекордные свойства по экологии. А недостаток его состоит в том, что лучшим и практически единственным резервуаром для его хранения служит драгоценная платина. Водородный бак для автомобиля – это, грубо говоря, большой кусок платины. Она обладает способностью поглощать водород в гигантских количествах, а потом управляемо его отдавать. А где столько платины взять, чтобы на всех хватило?

Первый двигатель внутреннего сгорания, работающий на водороде, создал Франсуа Исаак де Риваз (1752-1828) в 1806 году. Водород изобретатель добывал электролизом воды. Если взять обыкновенные Жигули с газобаллонным оборудованием  и заправить баллон жидким водородом, двигатель будет работать на пониженной мощности (около 85% от номинала); но небольшим усовершенствованием системы зажигания она поднимается до 117%.

Традиционный поршневой ДВС не очень хорошо адаптирован к работе на водороде, гораздо лучше в этом отношении роторные ДВС. Тем не менее, в блокадном Ленинграде бензин был в дефиците, но водород имелся в большом количестве. Военный техник Борис Шелищ предложил использовать воздушно-водородную смесь для работы заградительных аэростатов. На водород перевели двигатели внутреннего сгорания лебёдок аэростатов. Во время блокады в городе на водороде работало около 600 автомобилей.

Почему же водород не заливают в баллоны  Жигулей? Да потому что он очень летуч, и в этих баллонах долго не держится. В общем, из-за явно второстепенных свойств этого топлива  оно стало казаться практически бесперспективным. И никто не предлагал гигантских премий за открытие перспектив. Их открыли – во всяком случае, так говорят – совершенно бесплатно.

Кто же они, скромные герои? Специалисты небольшой венчурной фирмы Acal Energy из города Ранкорн в графстве Чешир утверждают, что нашли способ радикально снизить стоимость эксплуатации автомобильных двигателей, работающих на водороде. "Мы убеждены, что это прорыв исторического значения, - заявил представитель компании Брендан Билтон. - Барьер преодолен. Путь к массовому использованию новой технологии открыт".

Химики Acal Energy нашли способ заменить платину жидким раствором солей металлов. Открытие было совершено фактически случайно, в ходе работы над более совершенным растворителем для химчистки. Его авторы намерены (после надлежащего юридического оформления своих прав) предложить его ведущим мировым автопроизводителям и полагают, что массовое производство автомобилей с водородным двигателем могло бы начаться уже в 2020 году.

"Идея выглядит захватывающе, - заявил Би-би-си крупнейший авторитет в области водородных двигателей, профессор Найджел Брэндон из Лондонского Имперского колледжа. - Конечно, им надо еще кое-что довести до ума, но я не вижу, почему бы они не могли это сделать".

Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок