четверг, 19 июля 2012 г.

Но кто-нибудь опять начнет атаки...

Возвращение к мечте

В феврале текущего года в Москве прошел Всемирный Конгресс “Глобальное будущее2045”. В нем приняли участие многие заметные люди, принадлежащие к мировой интеллектуальной элите. Они сочли необходимым собраться  и обсудить накопившиеся проблемы в глобальном развитии, создающие беспрецедентный системный кризис на планете и по характеру своему возвышающиеся до уровня угроз существованию.

При этом одно из главных высказанных в ходе конгресса мнений состоит в том, что прогнозируемое в недалеком будущем обращение в бесконечность важных цивилизационных параметров следует понимать, как указание на предстоящую вскоре смену всей парадигмы развития на планете.


Парадигмы, как они есть

Ну, что ж, смена – так смена, парадигмы – так парадигмы. Но ведь она может меняться по разному. Может идти речь о переменах во взаимоотношениях между людьми, но перемены могут касаться и только технологий. Например, очень немаловажен способ структурирования общества. Если сообщества людей возникают вследствие “притяжения” между ними в силу их родственных связей, скорее всего возникнет родо–племенное общество, тупое, косное, бездарное, и ленивое.  Но если общности образуются на почве общих ценностей, идей и идеалов, то это уже цивилизация – то, что мы имеем сегодня.

Если говорить о научно–технических парадигмах, можно вспомнить об эпохе, когда основным движителем была мускульная сила животных, на смену ей пришел пар, а потом и электричество, XX век прошел под знаком развития атомной энергетики. Каждой из этих эпох соответствовали определенные профессиональные занятия людей, образы жизни, рабочие места, источники доходов, и т.д.

Совсем недавно апологеты нанотехнологий объявили, что они, – нанотехнологии, – уже отбирают лидерство у известных технологий общего назначения, но не все там срослось, от “нанопродуктов” полки магазинов не ломятся. Пожалуй, из всего обещанного разнообразия пока только нанотрубки становятся индустрией. Да еще есть хорошие перспективы у такой трудно поддающейся рекламе у широкой публики технологии, как осаждение на поверхность металлов наноструктурированных упрочняющих покрытий из плазмы дугового разряда. – эта технология успешно развивается у нас в Харькове.

Впрочем, на упомянутом Конгрессе проявила себя еще одна группа влияния, предложившая в качестве локомотива глобальной экономики еще одну мегаидею, которую даже можно было бы рассматривать в плане реализации всерьез, если бы не многочисленные “досадные дефициты”, угнетающие в последние десятилетия экономику планеты.

С ней выступил космонавт–испытатель, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Сергей Кричевский. "Мы завязли на Земле. За почти 50 лет, начиная с полета Гагарина, вне Земли побывали всего около 500 человек. Да и дальше околоземной орбиты мы за это время так и не вырвались. Сегодня вся наша экспансия в космос, по сути, зациклена на системах телекоммуникаций, навигации типа ГЛОНАСС и на перспективах массового космического туризма. Ни у Роскосмоса, ни у NASA вопрос о расселении человечества, как о стратегии, не стоит. А если мы хотим сохраниться, выжить и развиваться, мы должны идти за пределы Земли, потому что нашу планету придется когда–нибудь покинуть. Может наступить момент, когда земные и космические катастрофы приведут нас на грань умирания. Не исключено, что Солнце потухнет, и Земля погибнет. И человечество упустит свой шанс выжить", – заявил Кричевский. Космонавт предложил создать проект широкого объединения людей, мечтающих о полете в космос. Именно они должны, по мнению космонавта, осваивать новые планеты, и уже в 2030–х гг. создать первые поселения на Луне, а в 2050–х гг. – на Марсе. "Пока возможность космической экспансии существует, пока мы окончательно не завязли на Земле, предлагаю Конгрессу выступить с инициативой расселения вне Земли, обратиться к обществу, политикам, бизнесменам, ученым – поставить проблему. Стратегия должна быть принята на политическом уровне", – сказал он.

Дежавю

Идея – что и говорить! – величественная. Столь же величественная, сколь и непростая. Ведь речь идет не больше и не меньше, как о создании технологий межзвездных перелетов. Но самое интересное в том, что в прошлом веке такие идеи уже были. И они не только высказывались, проекты звездолетов разрабатывались в ракетных лабораториях великих держав и дело даже доходило до летных испытаний некоторых из них или их частей!

Английский проект назывался “Дедал”, американский –  “Орион”, а советский – “Астра”. Впрочем о советском стоит сказать несколько отдельных особых слов. Советскому проекту посвящена одна–единственная публикация, да и та – в Живом Журнале. Вот здесь: http://alternathistory.livejournal.com/784980.html. Автор ее ясно дает понять, что степень его проработки была настолько высокой, что даже проект “Энергия”–“Буран” был составной частью проекта “Астра” И проверить ее не представляется возможным. Так что, советский проект находится под сомнением – а был ли мальчик? Утверждается, что в 1989 году М.С. Горбачев прикрыл проект ввиду отсутствия у него прикладного значения и расформировал НПО “Астра”. Однако, если уж даже куда более ранняя система “Периметр” оставила по себе многочисленные следы в Интернете, то совершенно непонятно, как и куда могло бесследно исчезнуть целое НПО! А ведь – получается – исчезло…

Куда больше повезло проектам “Дедал” и “Орион”. Сомнений в том, что они в действительности существовали, а не являются мистификацией любителей научной фантастики, практически нет. Более того, есть некая информация относительно того, что многие в НАСА считают, что они еще не утратили своей ценности и при определенных обстоятельствах к ним можно вернуться.

Космическое агентство НАСА запустило грандиозный проект 100 Year Starship, который предполагает поэтапное и многолетнее создание научного и технологического фундамента для межпланетных и межзвездных полетов. Эта программа не имеет аналогов в истории человечества и должна привлечь ученых, инженеров и энтузиастов других профессий со всего мира. С 30 сентября по 2 октября 2011 года в Орландо (штат Флорида) прошел симпозиум, на котором обсуждались различные технологии космических полетов, но широкая публика, занятая адюльтерами “поп-звезд”, этого события даже не заметила. На основании результатов таких мероприятий специалисты НАСА разработают бизнес-план по оказанию помощи определенным отраслям и компаниям, разрабатывающим пока отсутствующие, но необходимые для будущего межзвездного перелета технологии. Если амбициозная программа НАСА увенчается успехом, уже через 100 лет человечество будет способно построить межзвездный корабль. Если, конечно, не случится разрушительного глобального катаклизма, которыми так богата современная прогностика.

Космический движитель нового типа
Получив в свои руки ядерное оружие, лидеры великих держав волей-неволей вынуждены были задуматься о принципиальных возможных следствиях его существования в природе. В частности и о том, что существуют силы, которые могут сделать для людей пребывание на Земле невыносимым. И тогда – что делать? Существует очень древнее средство преодоления любой угрозы – бегство от нее. Поэтому первые теоретические исследования проблемы межзвездных перелетов появились уже в середине ХХ века, и уже тогда (а скорее всего, даже гораздо раньше) стало ясно – химические ракеты, использующие для создания тяги реакцию отбрасываемых продуктов сгорания, для их реализации не годятся; они требуют количеств топлива, превышающих их доступные количества во всей известной Вселенной. А когда у проектов такого сорта появились первые заказчики, которые стали платить деньги, их естественным требованием было положить в основу проекта лишь известные технологии и никакой непонятной фантастики – всегда должно быть ясно, как это можно сделать. Прошу читателя обратить внимание, что в предыдущей фразе сказано “известные”, а не “существующие”. Это все-таки “две большие разницы”. Для всех трех проектов в качестве топлива был выбран имеющий на то время наивысшую теплотворную способность процесс – термоядерная реакция.  Он и посейчас имеет наивысшую теплотворную способность. По причине ее чудовищности не годилась никакая схема двигателя, установленного на борту, инженерам пришлось изощряться и придумывать схемы двигателей с их внешним расположением.

У проектов “Дедал” и “Орион” много общего. А главное отличие состоит в том, что корабль “Дедал” настолько велик, что должен собираться в Космосе, далеко от Земли, на орбите Юпитера, и стартовать из Космоса, а “Орион” мог бы быть предназначен для старта с Земли. Самым же проработанным является “Дедал”. Он мог бы за полвека достичь звезды Барнарда (5,6 световых лет), расположенной в созвездии Змееносца.

                                 Как мог бы выглядеть “Дедал” в полете (http://www.diary.ru/~drovosek54/?tag=3045204)

                                       И он же в интерьере острова Манхэттен (http://clubs.ya.ru/4611686018427398959/replies.xml?item_no=2793)
 Звездолет “Орион”  (http://www.kosmos4you.ru/texnika/zvezdolety-orion-prodolzhenie-obsuzhdeniya.html) 

Впервые идею “Ориона” предложили Станислав Улам и Корнелиус Эверетт в Лос-Аламосе в 1955 году. Их идея заключалась в следующем: взрывы водородных бомб, выбрасываемых из корабля, вызывают абляцию (испрарение) т.н. тягового экрана и как результат – ускорение корабля. Эдвард Теллер, создатель американской водородной бомбы развил этот проект далее. Зимой 1957 года Теллер работал в компании Дженерал Атомикс. Фримен Дайсон, работавший тогда в Принстоне, согласился продолжить вместе с ним разработку проекта. Таким образом, в создании проекта «Орион» участвовали многие учёные, создавшие атомное оружие для США.

Разработка проекта продвинулась очень далеко, его разработчики проделали огромную работу. Были даже проведены натурные испытания рабочей модели импульсной установки, которые доказали её полную работоспособность и реалистичность создания. На испытательном полигоне американского космодрома образец на взрывном двигателе осуществил самостоятельный взлёт несмотря на воздействие земного притяжения. Предварительные схемы подтвердили свою жизнеспособность. Стоит, вероятно, привести один поразительный параметр: стоимость запуска одного килограмма полезного груза на “Орионе” составляла бы всего $150!

Конечно, в такого рода проектах присутствует гораздо больше аспектов, чем можно хотя бы упомянуть о них в газетной статье. Но если читатель осознает отчасти ту высоту, на которую поднялась наука ХХ века, статья достигнет цели. И основным препятствием для увеличения этой высоты являются не столько технические или экономические трудности, сколько удушающая моральная атмосфера тотального потребленчества и тяги к извращенным удовольствиям, ядовитым дымом окутавшая планету.

Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок