понедельник, 9 декабря 2013 г.

“Буран” как Великий Сфинкс


15 ноября 1988 года состоялся первый и последний полет советского космического корабля многоразового использования "Буран", попытавшегося стать, но так и не ставшего аналогом американских шаттлов. "Буран" был запущен сверхмощной ракетой "Энергия" с космодрома "Байконур". Полет осуществлялся в беспилотном режиме. "Буран" совершил два витка вокруг Земли в течение 205 минут. Информация о ходе полета была записана на магнитную ленту, которая не сохранилась.
Когда я выхожу из дома, дохожу до угла и поднимаю глаза, я встречаю глаза “человека-парохода” – Якова Ейновича Айзенберга. Это его КБ, тогда называвшееся п/я 67, делало управляющие системы для комплекса “Буран-Энергия”. Живой, он был мало похож на свой барельеф, он был гораздо живее, но в этом доме он действительно жил и в этом доме мы с ним встречались. Не с “пароходом” – с человеком. Но дело совсем не в этом.



В нашей глобальной истории есть такая добрая традиция: время от времени кто-то в ней что-то создает – этакое – и исчезает в неизвестном направлении. А отдалённые потомки ломают потом головы: кто создал, зачем, да как исхитрился. А заодно – и куда исчез. Своей ли смертью помер или в лагерях замордовали? Вот, скажем, Великий Сфинкс в Гизе. Ведь эта кошка стояла там еще до Потопа. Никаких фараонов ещё и в помине не было, а кошка уже стояла. Точно. Радиоуглерод рассказал, а он парень честный. А окружающие её сооружения? Они зачем и что они есть? Гробницы? Культовые сооружения? Станции связи с космическими кораблями? Или общественные туалеты древних аборигенов Сахары? Гипотез много, а внятного ответа нет.

Поэтому у живущих и пишущих есть вполне естественный долг перед великими свершениями  современников: пока не занесло это все песками забвения, пока еще можно легко найти ответы на все грядущие вопросы – кто, что, когда, зачем и почему – найти их и записать для потомков, чтобы не мучились они над тёмными загадками прошлого, которых, – быть может,– и не существует-то вовсе, а так, наваждение одно. И связанные со свершениями юбилеи – далеко не худший для того повод – найти и записать..

Зубоскальство здесь, вероятно, было бы и неуместным, если бы не было для него вполне реальных оснований. Ведь великое и смешное действительно ходят рядом… Дело-то как было?

Завязка легенды…
В 1972 году отделение «Спейс Дивижн» компании «Норт Америкен Рокуэл» получило шестилетний контракт суммой 2,6 млрд долларов на разработку космической транспортной системы «Спейс Шаттл».

Директор советского Центрального НИИ машиностроения Ю. А. Мозжорин впоследствии вспоминал этот момент так:

“В 1972 г. Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа «Space Shuttle». Она была объявлена как национальная, рассчитанная на 60 пусков челнока в год, предполагалось создать 4 таких корабля; затраты на программу планировались в 5 миллиардов 150 миллионов долларов в ценах 1971 г.

Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Это очень серьезно, и мы начали изучать, для каких целей он создается? Ведь все было очень необычно: вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год… Это была не просто программа создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы (наши, нашего института проработки показали, что никакого снижения фактически не будет наблюдаться), она имела явное целевое военное назначение”.

То есть, в момент запуска программы «Спейс Шаттл» она не имела адекватного целевого предназначения и создавалась скорее “для красоты”, для достижения политических целей,  для выставки, чем из каких-то прагматических соображений. Весьма вероятно, что программа изначально имела основной задачей втянуть СССР в новый фантастически дорогой виток гонки вооружений, создав видимость широкомасштабных военных приготовлений в Космосе. Никто в этом до сих пор не признался, но это не значит,что так не есть.

Тем более не было адекватного целевого предназначения для “Бурана”, тактико-технические данные которого были куда более внушительными, чем у шаттлов. С тех пор прошло 40 лет, но адекватные их возможностям технические задачи так и не появились ни для шаттлов, ни для “Буранов” – по порядку величины выводимый на орбиту тоннаж за прошедшие годы не изменился.

Конечно, в СССР были люди, хорошо видевшие, что сооружается большая пушка для стрельбы по призракам. Что адекватных для неё реальных целей нет и быть не может. Возглавлявший в те годы НПО “Энергия” академик В. П. Мишин “Буран” иначе, чем “Бурьяном”, не называл, за что и был (говорят, несправедливо) отстранён от должности. Но не они принимали решения. Те же, кто их принимал, на случай особо изощренных происков вероятного противника “от греха подальше” по сути дела просто приказали руководителям аэрокосмической отрасли СССР скопировать американскую программу. А приказ начальника – счастье для подчинённых…








Сундук с инновациями
Когда стартовал комплекс “Буран-Энергия”, это не очередное “изделие” взлетело, это ушел в небо сундук с инновациями. Некоторые из них были не особенно заметны. Например, новое  топливо. А некоторые…

Когда “Буран” зашёл на свою первую посадку, генералы на трибунах зажмурили глаза:

– Щас гробанётся!!

Но “Буран” сел чуть ли не точно на осевую и побежал по ВПП, выпуская букет тормозных парашютов. Кроме того, он ведь сел в автоматическом режиме, управляемый бортовым компьютером! Лишь в наши дни маленькие беспилотники начинают садиться “на автомате”, а до тех пор этого никто не умел. А мы сумели!

Когда заходит речь о пилотируемых полётах Космос, до сих пор представляются с одной стороны, величественные вертикальные колонны-столбы ракет-носителей, а с другой – безымянные почти неуправляемые “спускаемые аппараты”, беспомощно кувыркающиеся в стратосфере и парашютную посадку, скорее напоминающую заброску продовольствия терпящим бедствие, чем триумфальное возвращение со звёзд…

Но ведь первые конструкторы космической техники первоначально представляли себе это далеко не так. В проектах Вернера фон Брауна конца 1940-х - начала 1950-х годов две ступени ракеты-носителя разгоняли третью - крылатую. Сергей Королев еще в 1957 году считал парашютную посадку бесперспективной, а правильной - планирующую, с использованием аэродинамической подъемной силы. Отчего ж так?

Судите сами: 392-тонный «Руслан» поднимают в воздух четыре двигателя с суммарной максимальной тягой 93,6 тонны. Для вертикального же старта конструкции такого веса нужна тяга порядка 500 тонн. Потому что при горизонтальном старте используется такой мощный ресурс, как аэродинамическая сила. Система вертикального старта, даже если у нее есть крыло, при выходе на орбиту или совсем не использует этот ресурс, или использует его в незначительной степени.

Профессор МАИ Валерий Бурдаков, занимавший в НПО “Энергия” должность начальника отдела, вспоминает, что когда первая пятерка космонавтов поступила в академию Жуковского, им решили предложить темы диплома по кораблю "Восток". Но Королев категорически возразил: "Только орбитальный корабль самолетной схемы! Это наше будущее! Пусть на примере маленького космического кораблика с крыльями поймут, что к чему".

Надо всё же сказать слово похвалы и схеме вертикального старта. Мало кто знает, что  толщина корпуса ракеты – чуть больше  толщины автомобильного железа. Как же она может взлетать, не ломаясь? Может. Потому что она сконструирована и управляется так, чтобы её конструкционные материалы работали не на изгиб, а на сжатие. Тогда их рабочая толщина оказывается очень большой.

… и её развязка

После закрытия в 1993 году программы «Буран» НПО «Молния» Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, отвечавшее за “буранную” часть комплекса, демонстрировало самолёт-аналог «Буран БТС-002» на аэрошоу Международного авиационно-космического салона. БТС-002 имел 4 турбины, что позволяло ему взлетать с обычного аэродрома. Использовался для прохождения горизонтально-лётных испытаний в атмосфере. В 1999 году его передали в лизинг австралийской фирме для показа на Олимпийских играх в Сиднее, а затем — сингапурской фирме, которая отвезла его в Бахрейн. Сейчас он в собственности музея техники в Шпайере (Германия). 2 апреля 2008 года «Буран» прибыл в порт Роттердам. Он обошёлся хозяину музея Герману Лайру в 10 млн евро. В настоящее время он установлен в техническом музее Шпайера как экспонат.




Заключительную часть своего последнего пути “Буран” проплыл по Рейну на борту огромной баржи, и многотысячные толпы людей выходили на его берега отдать последние почести великому детищу советской науки и техники. Я пишу эти строки, а слёзы текут по моим щекам – птичку жалко.

Ностальгия по настающему
Сегодня ни для кого не секрет, что Россия предпринимает отчаянные усилия, чтобы вернуть себе утраченное положение в мире, которое занимал в нём Советский Союз. В том числе и в Космосе. В конце сентября нынешнего года, на выставке Russian Arms Expo-2013 в Нижнем Тагиле, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сказал, что стране необходимо вернуться к строительству космических кораблей, подобных «Бурану». В этом заявлении так и светится желание наступать на старые грабли.

Потому что: во-первых, “Буран” не был оптимизирован ни под какие специфические задачи, при всей своей фантастичности это все же была просто тележка, в которой предлагалось возить и живых людей и мертвые грузы – задачи, согласитесь, существенно разные; во-вторых, это технологии минимум сорокалетней давности, 70-е годы прошлого века, зачем их повторять? Да и физически это уже невозможно: тот комплекс был результатом кооперативной деятельности нескольких миллионов людей, трудившхся на 1200 предприятиях, и той кооперации больше нет. “Новые песни придумала жизнь, не надо, ребята, о песне тужить. Не надо, не надо, не надо, друзья! Гренада, Гренада, Гренада моя!..”

При работе над текстом автор использовал материалы с сайтов: baykonur.kaluga.ru; topwar.ru, it.tut.by. Фото с сайта wikipedia.org.

Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок