среда, 28 мая 2014 г.

Пересмотр дела. Военного.

В 2002 году в связи с оставшимися безнаказанными преступлениями, совершенными против заключенных иракской тюрьмы Абу-Грейб её охраной, на какое-то время вспыхнул интерес к использованию наёмнических вооруженных формирований наряду с конституционно существующими вооруженными силами. Тогда я написал (а фактически скомпилировал) для газеты “Вечерний Харьков” статью по матриалам сайта Washington ProFile, чтобы дать читателю почувствовать своеобразие возникающих здесь проблем.

Сегодня они актуализировались, поскольку в многочисленных публикациях, посвященных событиям на Востоке Украины састо отмечается присутствие там вооруженных иностранных граждан. Поэтому я вытащил из архивов этот старый текст и предлагаю его вниманию читателя.



Псы войны


Наемничество имеет долгую и славную историю. Когда какое-то явление широко распространено и существует долго, у этого есть свои фундаментальные причины. В случае с наемниками, существуют две главные причины, по которым они действовали и процветали на протяжении столетий - эффективность и технология.

Тим Спайсер


Впрочем, британский подполковник Тим Спайсер преуменьшает временные масштабы явления, когда говорит о сотнях лет. Правильный масштаб – тысячи лет. Сколько существуют войны, столько существуют и наемники. Первые свидетельства об этом были обнаружены в Месопотамии: в 3-м тысячелетии до нашей эры царь шумерского города Ур прибег к услугам "солдат удачи". 



В конце 13-го века началась наемническая эпопея швейцарцев. Швейцарская пехота, вооруженная копьями пятиметровой длины, оказалась способной противостоять рыцарской кавалерии, которая в ту пору решала судьбы сражений. Поэтому швейцарцы несколько столетий поставляли солдат многим европейским дворам. В Средние Века в аналогичной роли выступали генуэзцы, гасконцы, албанцы, курды и др.
Наемники традиционно составляли элитные войска многих государств. Например, выходцы из Скандинавии и Англии обеспечивали безопасность византийских императоров, шотландская гвардия - безопасность французских королей. С 1506 года и по сей день швейцарские гвардейцы являются армией Ватикана (ныне около 130-ти человек охраняют Римского Папу). Потому-то и проблемы наёмничества существуют тысячи лет.

Статус наемников


Весьма вероятно, что эти проблемы относятся к числу проблем, которые не будут иметь удовлетворительного урегулирования никогда, потому что война (любая война) делит мир на две части, в которых чуть ли не все оценки имеют противоположные знаки. Например, когда Александр Македонский начал завоевание Персидской Империи и в битве при Гранике столкнулся с фалангой греческих гоплитов, служивших местному сатрапу, он пощадил взятых в плен персов, но приказал перебить всех плененных соплеменников. Теперь представьте себе, что персы с греками пытаются договориться о статусе наемников – о многом ли они договорятся? 


Наемники не имеют общепризнанного юридического статуса по сей день. Они, как были, так и остаются джентльменами удачи. Многие государства законодательно запрещают своим гражданам военную службу в армиях других государств, а тем более – участие в военных действиях на их стороне, и за нарушение этого запрета преследуют в уголовном порядке. Тем не менее, находятся люди, которых такая перспектива не пугает. Во второй половине 20 века, например, прославился француз Боб Денар, который был классическим "солдатом удачи", участвовавшим в десятках военных операций в Африке (считается, что он действовал при негласной поддержке правительства Франции). В 1995 году он организовал свою последнюю операцию - попытался свергнуть правительство Коморских островов, но потерпел неудачу и был арестован. Денар был не одинок. В 1960-1980-е годы в Африке работали сотни и тысячи наемников, которые часто воевали друг с другом.


Ну, а как же французский Иностранный Легион? - спросит кто-то. Французский Иностранный Легион является частью французской армии, а его солдаты и офицеры – французские военнослужащие. Иностранные Легионы есть в составе вооруженных сил нескольких государств. В российских контрактных частях тоже могут служить иностранцы, они служат на тех же условиях денежного содержания, что и россияне, служба эта не дает им никаких дополнительных по сравнению с россиянами выгод и потому они с полным правом пользуются статусом российских военнослужащих. Все, что они могут приобрести сверх этого, у россиян и так есть – гражданство России и право бесплатно учиться в российских вузах.


Но вообще говоря, наемники военнослужащими не являются и действуют в "серой зоне" международного права, поскольку в фундаментальных соглашениях и конвенциях такого рода они не упоминаются. Это дает возможность правительствам использовать их там, где они не могут использовать своих военнослужащих. Например, когда американский Конгресс законодательно ограничил количество военных советников, которых Вашингтон может направить на помощь правительству Колумбии, борющемуся с наркокартелями и могущественными вооруженными группировками разного толка, практикующими террористические методы, Вашингтон вышел из положения, прибегнув к услугам наемников. Но, когда в 2003 году в руки колумбийских повстанцев попали трое из них, попытки их освобождения долгое время не давали результата, поскольку захватившие их боевики подчеркивали, что наемники не попадают под действие Женевской Конвенции, потому что не могут считаться военнопленными.


Можно привести более впечатляющий пример со скандалом вокруг тюрьмы «Абу-Грейб» в Ираке, разразившимся, когда выяснилось, что заключенные в ней подвергались сексуальным унижениям со стороны женского персонала тюрьмы. Весь мир обошли фотографии, центральной фигурой которых была молодая американка Джессика Линч. Ну и что же? Когда началось расследование, оказалось, что охраной тюрьмы занимались как кадровые военные, так и наемники. В итоге несколько кадровых военных, издевавшихся над заключенными, были приговорены к тюремному заключению. Но в случае с наемниками система дала сбой. Они не могут быть судимы военным трибуналом. Теоретически, их дела должен рассматривать суд государства, на территории которого они совершили преступления. Однако в кризисных странах судебная система действует плохо или вообще не действует, а центральные власти слабо контролируют ситуацию. В случае с "Абу Грейб" никто из наемников не предстал перед судом. Как легко понять, опасность заключается в том, что наемник-преступник может никогда не попасть за решетку. Он может уехать в любую страну мира и избежать уголовного преследования.

Аутсорсинг

 
Наверное, подошло время сказать об организационных формах наемничества. Как разновидность бизнеса оно весьма удачно вписалось в современные технологии разделения труда – в аутсорсинг. Что такое аутсорсинг? Aутсо´рсинг – это передача какой-либо организацией определенных своих внутренних функций на исполнение другой компании, специализирующейся в соответствующей области. Принцип аутсорсинга: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других». Фирма может, скажем, не заводить собственной бухгалтерии, а заключить контракт на  исполнение этой функции с другой фирмой, специализирующейся именно на оказании бухгалтерских услуг. Хорошим примером аутсорсинга является издательская деятельность. Издательство имеет штат редакторов, корректоров, верстку, авторов. Для печати же изданий и их распространения привлекаются сторонние организации.

Эволюционирует все, в том числе и представления о статусе вооруженных сил. В 20 веке считалось, что мощь государства зависит от мощи государственной армии, и это делало невозможным ее "частичную" передачу в управление частным лицам или компаниям. Однако ситуация постепенно изменилась. После окончания холодной войны и уменьшения вероятности глобального военного конфликта гигантские армии, противостоящие другим гигантским армиям, ушли в прошлое. Государства перестали обладать монополией на наиболее современные, а, значит, наиболее дорогостоящие виды вооружений. Солдаты регулярных армий перестали быть "пушечным мясом" - их обучение и содержание стоит очень дорого. В итоге, государства в целом и вооруженные силы в частности, стали активно перепоручать часть своих функций гражданским подрядчикам. К примеру, в некоторых странах частные фирмы охраняют и обслуживают тюрьмы, а в Австралии рекрутинговая компания Manpower занимается вопросами призыва на военную службу - именно через нее проходят все желающие служить в австралийской армии. Таким образом, в мире сформировался спрос на такого рода услуги.

И вот, точно так же как существуют частные бухгалтерские фирмы, сегодня существуют и частные военные фирмы и компании.  Это коммерческие структуры, зарабатывающие деньги на заказах, непосредственно связанных с исполнением тех или иных военных функций и действий. Такие фирмы и их работников, чтобы отличать их от находящихся на воинской службе контрактников, иногда называют контракторами. Это не служба, это бизнес. Контракторы работают не ради идей, а ради денег. Такая специфика, конечно, создавала и создает определенные проблемы во взаимоотношениях с ними. Эти компании фактически зарабатывают на войне. Поэтому они прямо или косвенно заинтересованы в том, чтобы вооруженный конфликт, в котором они участвуют, длился возможно дольше. У вооруженных сил принципиально иная задача. Этот парадокс иногда становится причиной скандалов.

Этические парадоксы

Контракторы не принимают воинскую присягу. Для них не существует категории долга, вместо нее – контракт и гарантии его исполнения. Они верны своему командиру, но не государству или вождю. Национальный герой Испании – Сид – испанским фольклором описан, как образец благородного рыцаря, сражавшийся за освобождение родины от власти мавров. Но при этом Сид со своим отрядом периодически поступал на службу к мусульманским правителям и сражался с единоверцами-христианами. Надо же понять – человеку нужны были деньги. В 1632 году произошло сражение при Лютцене. В этой битве приняло участие множество наемников. Среди них был полк "черных кирасиров", организовавший сокрушительную атаку, но в решающий момент вышедший из боя после гибели командира, платившего им жалование. Современные контракторы могут поступить точно так же, если увидят, что гарантии исполнения контракта по отношению к ним под угрозой нарушения, и именно так не раз поступали. Британский историк Герберт Грэхем как-то заметил, что испанский крестовый поход в защиту христианской цивилизации вели мусульманские наемники-марокканцы, продемонстрировавшие в Испании редкую даже по тем временам жестокость. 


Еще один аспект деятельности контракторов связан с особенностями кадровой политики. Если государственные структуры, как правило, весьма тщательно подходят к проверке качества кандидатов, желающих служить в армии, полиции, правоохранительных органах и спецслужбах, то контракторы подходят к решению этого вопроса менее формально. Теоретически они заинтересованы в том, чтобы в их компании работали люди с хорошей репутацией, не имеющие проблем с законом, обладающие высокой квалификацией и пр. Но на практике эти требования могут игнорироваться. В Ираке был обнаружен контрактор-британец, который отбыл тюремный срок за связи с боевиками Ирландской Республиканской Армии, и южноафриканец, которого на родине ожидал суд, поскольку в эпоху апартеида он закидывал бомбами дома политических противников существовавшего тогда режима. В Боснии выяснилось, что сотрудники военной компании DynCorp действовали в качестве сутенеров и даже держали несовершеннолетних в сексуальном рабстве. 

В заключение


Ныне фирмы, занимающиеся подобным бизнесом, предлагают сервисы в трех основных секторах. Во-первых, они занимаются выполнением боевых задач - от организации охраны до обеспечения тактической вооруженной поддержки и обслуживания сложной техники. Во-вторых, они действуют в сфере консалтинга и обучения - в этих компаниях часто задействованы бывшие разведчики и военные аналитики. В-третьих, они действуют в сфере материального обеспечения и логистики (предоставление транспортных услуг, обслуживание военной техники, организация работы солдатских столовых, прачечных и пр.).

Украина в этом отношении также не является исключением из общих положений. Когда вы видите по соседству с банком крепеньких молодых людей в странных и весьма разнообразных униформах, это то самое – работники военизированных охранных фирм. Они охраняют банк. Есть в Украине и более серьезные военные компании. Они не афишируют себя, но из иностранных источников известно, например, что В 2002 году солдат НАТО из европейских государств перебрасывали в Афганистан украинские контракторы, использовавшие советские военно-транспортные самолеты.
Я не хочу сказать, что контракторы – это плохо. По утверждениям иностранных военных специалистов, они в большинстве своем честно и добросовестно исполняют те задачи, для решения которых их нанимали. Точно так же я не хочу сказать, что контракторы – это хорошо, ибо по мнению тех же специалистов, они имеют все возможности и для того, чтобы творить безнаказанное зло. Бывает, и творят его. Но что не вызывает никаких сомнений, так это то, что в мире идет постоянный (хотя и с переменной скоростью) пересмотр военного дела: функции военных меняются в соответствии с меняющимися задачами, которые они должны решать, меняются и организационные формы военной деятельности, а связанные с этим проблемы и противоречия – они всегда были, есть и будут.


По материалам Washington ProFile

Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок