понедельник, 19 марта 2012 г.

Глобальное мальтузианство в репликах

Нижеследующую статью (Глобальный аспект мальтузианства) я перепечатал на Гайдпарке и получил от его пользователя Юрия Биглова любопытный комментарий. В этом посте я привожу этот обмен репликами - может, кому-то интересно:

Юрий Биглов # написал комментарий
Вы подняли здесь несколько разных проблем.
Первая - поддержание баланса между численностью людей и наличными ресурсами жизнеобеспечения. Сейчас острота этой проблемы, пожалуй, снижается или имеет тенденцию к снижению. Темп роста численности населения явно замедляется. И оценки потенциальной пищевой продуктивности Земли растут.
Вторая - опасные последствия и моральная ущербность масштабного технического вмешательства в демографические процессы. Пожалуй, это лишь один аспект проблемы "мораль и оружие", открытого вопроса "А сможет ли человечество выжить, обзаведясь глобальными технологиями?" Исторически, пока техногуманитарный баланс соблюдается (хоть и через ряд кризисов).

А вот третья проблема - пригодность демократии (в обществе не идеальных людей) для выживания человечества в будущем и какова может быть альтернатива демократии - актуальная тема обсуждения.
У меня вот сформировался сценарий будущего (один из возможных) - "глобальный апартеид". Это не мировое правительство и не глобальная деревня, и не союз сообществ. Пара сотен семей возьмет на себя ограничение потребления ресурсов и запрет оружия массового поражения (для всех).


Валерий Тырнов # ответил на комментарий Юрий Биглов
Очень уместный комментарий, спасибо. Если есть желание, выкладывайте Ваш сценарий и, по возможности, дайте мне знать.


Юрий Биглов # ответил на комментарий Валерий Тырнов
Был в прошлом году здесь мой комментарий:
Несколько сотен семей (сейчас уже владеющих большой частью земных ресурсов) образуют касту "верхний мир". Они будут монопольно контролировать лимитированные природные ресурсы, продавая их "нижнему миру" по монопольно высокой цене, блокирующей "потребительство", возвращающей выгодность традиционного хозяйства. В остальном, "нижнему миру" будет предоставлена свобода самоорганизации в различные территориальные общины, политический строй в которых будет соответствовать местным обстоятельствам.
"Верхний мир" с помощью частных военных компаний будет охранять Монополию и поддерживать запрет для "нижних" на угрожающую концентрацию сил (на слишком большие общины), на оружие массового поражения, на экологическое разрушение Земли.
Такая структура может оказаться очень устойчивой. В ней нет заметной эксплуатации "нижних" "верхними". Монополия "верхних" будет охраняться "нижними", как гарантия предсказуемых условий хозяйствования.
А тут http://www.kurginyan.ru/board/index.php?showtopic=1787 небольшое обсуждение.


Валерий Тырнов # ответил на комментарий Юрий Биглов
Должен сказать, что такое мироустройство не вызывает сильного неприятия. Оно рационально и даже где-то морально.

Юрий Биглов # ответил на комментарий Валерий Тырнов
Я бы воздержался от этических оценок этого варианта будущего. Это ведь то, что называется Контрмодерн, отказ от прогресса в понимании 19-20-го века. Но реальный мир не обязан быть приятным.


Валерий Тырнов # ответил на комментарий Юрий Биглов
Отказ от прогресса в таком понимании, как мне кажется, неминуем. Его продолжение требует новых форм, в том числе и новых форм власти и новых форм гуманизма - да - наверное, не всегда приятных.


Юрий Биглов # ответил на комментарий Валерий Тырнов
Вот бы я в 70-х годах возмутился, если бы мне тогда кто-нибудь рассказал о наших сегодняшних проблемах и рассуждениях.


Валерий Тырнов # ответил на комментарий Юрий Биглов
Я тогда на такие темы изредка задумывался, но никогда не выносил свои рассуждения на публику. А когда я в конце 70х-начале 80х (где-то там кончалась очередная пятилетка) на кафедральном политсеминаре рассказал о том, что в контрольных цифрах спрятана серьезная инфляция в безналичном обороте, меня вызвал председатель парткомиссии: "Ну-ка расскажи, умник, как это ты нашел инфляцию в СССР?" Донес же кто-то...







Комментариев нет:

Rambler's Top100 Полный анализ сайта Всё для Blogger(а) на Blogspot(е)! Закладки Google Закладки Google Закладки Google Delicious Memori БобрДобр Мистер Вонг Мое место 100 Закладок